Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока химии

Химические свойства металлов

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Химические свойства металлов.

Методическая разработка представляет собой урок изучение нового материала по теме «Химические свойства металлов».

Цели урока:

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Учитель приветствует класс, подчеркивает значение металлов для современных отраслей промышленности, повседневной жизни людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока. Тему и цель вывести на экран (Слайд №1, №2)

2. Повторение пройденного материала

1. Актуализация знаний по теме “Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Способы получения металлов и нахождение  металлов в природе.”.

  1. Работа по группам. Класс разделен на 3 ряда, где выбираются по одному отвестственному. Возможные задания:

Задание для ряда № 1

Выполнение  теста. Один ученик выполняет его у доски. Ответы не видны классу. Остальные ученики выполняют работу  в тетради.

Тест.

  1. На наружном энергетическом уровне у атомов металлов обычно находится…..электронов. (от 1 до 3);
  2. Атомы металлов в отличие от атомов неметаллов легко ……..свои электроны.(отдают)
  3. Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
  4. Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
  5. Самый легкий металл? (литий);
  6. Связь, которую осуществляют относительно свободные электроны между ионами металлов называют……..(металлической).
  7. Самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)
  8. Металлы в ПСХЭ расположены  …..(ниже диагонали В-At).
  9. Металлы 1-2 групп главных подгрупп относятся к семейству….- элементов (s- элементов)

Задание для ряда № 2

Задание  по теме “Способы получения металлов”(ученики получают карточки с задачей).

1.Сколько килограммов меди получается из 120 т обогащенной горной породы, содержащей 20% сульфида меди (I), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного.

Задание для ряда № 3.

Учащиеся получают образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение заданий отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.(около10 мин.) Форма доклада - ответ старшего каждой группы).

3. Формирование новых знаний.

Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

Нужно подчеркнуть, для чего необходимо изучать химические свойства металлов.

При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.(Виртуальная лаборатория СD)

Химические свойства металлов.

Новый материал можно излагать, используя диалог с учениками: каковы принципы составления уравнений химических реакций, что такое ОВР, свойства основных классов соединений, ряд напряжений металлов. Всё это необходимо вспомнить из курса химии 8 класса для изучения химических свойств металлов. На протяжении объяснения нового материала можно использовать СD «Видеоопыты»

1. Взаимодействие с неметаллами.( с кислородом воздуха, с хлором, с серой, с фосфором).

Просматривается видеофрагменты и записываются уравнения реакций. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления. Обратим внимание, что щелочные металлы кроме лития с кислородом образуют пероксиды.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа. Металлы должны находиться в раскаленном виде. Обратим внимание на оксид железа- железную окалину, смесь двух оксидов.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Взаимодействие с кислотами

Перед учащимися-  ряд напряжений металлов.

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металлы, стоящие левее водорода вытесняют водород из раствора кислоты, а стоящие правее -не вытесняют водород.
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Правило не распространяется на щелочные металлы, т.к. они реагируют с водой.
  4. Азотная кислота любой концентрации  и концентрированная серная кислота реагируют с металлами по – особому.

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций. Реакцию с алюминием и соляной кислотой можно проделать демонстрационно.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее. Правило соблюдается при условии образования растворимой соли и не распространяется на щелочные металлы.

Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Общий вывод по химическим свойствам металлов учащиеся формулируют самостоятельно. Делают вывод о взаимодействии металлов  с неметаллами, водой, кислотами, солями.

4. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторных опытов.

Каждый ряд делится на 6 групп. Цель: каждая группа закрепляет знания по химическим свойствам, обсуждает результаты и записывают в тетрадь.

Приборы и материалы: медь (порошок), цинк (порошок), железо (порошок), раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди (II).

Задание: Проделать возможные химические реакции.

5. Подведение итогов (рефлексия).

А) Что мы узнали о химических свойствах металлов?

Б) Для чего нужно знать химические свойства металлов?

В) Какие бы еще вопросы хотелось бы изучить по данной теме?

6. Домашнее задание с комментариями