Конспект урока русского языка в 5 классе.
Повторение изученного по фонетике и орфоэпии
Зинченко Ирина Юрьевна
Цель деятельности учителя: выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор слов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность озознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского язык как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки-приложения.
Основные понятия: нормы русского литературного языка, фонетика, орфоэпия.
Организационная структура урока.
I. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Сегодня мы завершаем работу по теме, то есть у нас урок-закрепления. Сформулировать тему урока вам поможет стихотворение А.Шибаева.
Прочитайте “Грустное письмо” А.Шибаева.
– Почему автор дал такое название стихотворению?
– Найдите орфографические ошибки. Исправьте их. Почему были допущены ошибки? Что перепутал мальчик?
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
“Здесь чудный лук, и я лижу”, -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
“Здесь лиса, красивый длинный прут”.
И что такое он плетёт? –
Не разберусь, хоть тресни:
“Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен…”
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
- Какова тема нашего урока? (запишите)
-Какие цели вы поставите перед собой? Какие глаголы будете для этого использовать?
Обобщить
Закрепить
Познакомиться
Дать понятие
Вспомнить
Сформировать умения
II. Первичное закрепление с комментированием.
1. Работа в парах. Приложение 1.
На парте у вас лежат конверты со словами, из которых нужно составить определения двух терминов по изучаемым разделам. Проблема в том, что слова определений перемешаны. Помогая друг другу, распределите слова так, чтобы у вас получилось определение 2-х терминов.
(ФОНЕТИКА –
ОРФОЭПИЯ –
-Что у вас получилось? (ответы)
2. Вспомните основные понятия фонетики.
(Алфавит, звуки, буквы…)
3. Повторение теоретических сведений (дифференцированная работа).
1 группа: составить текст о буквах
2 группа: составить текст о звуках
3 группа: вставить пропущенные слова в текст.
4 группа: вставить пропущенные слова в текст.
Для 3 группы:
Расположение букв в определённом, обязательном порядке называется _________. В русском алфавите ______ буквы. Из них гласных ______. ___ и ___ звуков не обозначают. Буквы ___, ---, ---, --- обозначают 2 звука, если 1) _____ , 2) _____, 3) _____.
Для 4 группы:
Звуки делятся на _____ и _____. Гласные звуки бывают _____ и _____. Согласные звуки бывают _____ и _____, ____ и ____. Они могут быть _____ и ______.
Проверка.
4. Подведение итогов первичного закрепления.
А) Запишите только гласные звуки: [ а, ю, и, ы, й, е] . Допишите остальные. (у, о, э)
Б) Запишите только те звуки, которые имеют пару по признаку звонкий/глухой, исправьте ошибки.
П Г Ш Р
Ф К
Допишите остальные
В) Запишите только мягкие непарные: [ Й, Ф, Н, Щ, Ч, Р ] (Й, Щ, Ч)
Г) Запишите только твёрдые непарные: [ Ф, Ш , Ж, Й, С , Ц] (Ж, Ш, Ц)
III. Включение в систему знаний и повторение.
1. Игра-загадка «На рыбалке». (Приложение 2)
Представьте себе, что вы на рыбалке с тремя друзьями. Один из вас ловит рыб, в названиях которых только твёрдые согласные, другой- в названиях которых только мягкие согласные, третий – в названиях которых есть и твёрдые, и мягкие согласные, четвёртый – те, в которых количество букв и звуков не совпадает..
А теперь загляните «в речку» и приступайте к ловле.
(Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим).
2. Игра «Собери букет (Приложение 3.)
1 букет – те, в названиях которых только звонкие согласные, 2 букет – те, в названиях которых только глухие согласные, 3 букет – те, в названиях которых и звонкие, и глухие согласные, 4 букет – те, в которых количество букв и звуков не совпадает.
(Ромашка, хризантема, пион, василёк, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, зверобой, гербера, колокольчик)
3. Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.
Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий, сделать.
- Какие фонетические процессы они иллюстрируют? (озвончение, оглушение)
4. Фонетический разбор слов.
1 вариант – яблоко, 2 вариант – ежиха.
Физкультминутка
5. Работа со словарём.
Мука, замок, заросли берега.
- От чего зависит значение этих слов?
- Найдите в орфоэпическом словаре интересные слова с точки зрения орфоэпии.
6. «Найди лишнее». Объясни.
1) фанера, кашне, фонетика
2) конечно, чтобы, бесконечный
3) документ, кремень, свёкла
4) косьба, сгибать, столб
7. Минутка на шутку.
- Как из столба без помощи досок сделать стол?
2. Как на башне посеять пшеницу? (пашня)
3. Как из обёртки для конфеты сделать небольшой бант для девочки? (фантик)
4. Как превратить собаку в кота? (дог-кот)
5. В каком слове 40 гласных? (сорока)
6. Можно ли превратить страницу в населённый пункт (станица)
7. Какой полуостров жалуется на свою небольшую величину? (Ямал)
8. Как спортивный шест превратить в число? (шесть)
9. В каких словах 100 согласных? (стон, сток, стог, стоп, стой, стол)
10. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
11. Что в середине капусты? (У)
12. Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
13. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа)
IV. Закрепление.
. Мини-тест.
1. Найдите слово с ударением на первом слоге:
А. Алфавит
Б. Каучук
В. Свекла
2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:
А. [ж], [ш], [щ], [ч]
Б. [ч], [щ], [й]
В. [x], [щ], [ж], [й]
3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А. Стоял
Б. Солнышко
В. Полька
4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А. Ярмарка
Б. Подъезд
В. Снег
5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
А. Сговор
Б. Подставить
В. Царевна
(самопроверка)
V. Рефлексия.
-Если у вас всё получилось, вы достигли поставленных целей, оставьте цветок. Создадим букет успеха.
Домашнее задание:
Написать сочинение.
1. Спор. Поспорили как-то между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
2. Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?
Фонетику и орфоэпию изучать нужно.
Во-первых, …
Во-вторых, …
Следовательно, …