Урок русского языка в 8 классе
Понятия об обособленных членах предложения
Ено Марина Николаевна
Цели урока:
- дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
- раскрыть роль обособленных членов в предложении
- формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно оформлять их
- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся
Ход урока
- 1. Орг. момент
- 2. Проверка Д/З
-
3. Словарная работа:
- стелющиеся растения
- густые заросли
- ясно излагать мысли
- подготовиться к изложению
- подбирать материал
- запереть дверь ключом
- провести касательную
- легкое прикосновение
- загореться от взрыва
-Объясните в данных словах орфограммы
-Что мы записали?(словосочетания )
-Расскажите, что вы знаете о словосочетании
4.Объяснение нового материала
Из данных предложений
Свежий ветер подгонял лодку рыбака
Дующий ветер подгонял лодку
составить предложения с причастным и деепричастным оборотом (Свежий ветер, дующий с моря ,подгонял лодку .Свежий ветер дул с моря , подгоняя лодку)
Разберите эти предложения синтаксически .Назовите согласованное определение (Свежий ветер) и несогласованное определение(Лодка (чья?) рыбака)
Ты уже знаешь ,как только слова попадают в предложение, они выполняют там различную роль (Слова в предложении бывают главными членами предложения , второстепенными членами предложения , однородными членами предложения ,согласованными и несогласованными определениям , распространенными и нераспространёнными определениями).
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом членов предложения –обособленными членами предложения .
-Что значит обособить член предложения? (Обособится – значит как –то отделиться , выделиться .В русском языке слово «обособить»-выделить по смыслу (из толкового словаря С.И.Ожегова)
Вывод :обособление-это выделение.
-Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году и был введен лингвистом А.Пешковским.
-Как же можно выделить наиболее важное слово в предложении?(Можно выделить наиболее важное слово в предложении логическом ударении ,изменением порядка слов –инверсией)
Например, запишем предложение
Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки
В этом предложении нам интонационно нужно выделить слово сумерки .
Как мы это можем сделать ?(Поставить определения молчаливые и теплые после определяемого слова сумерки)
Получилось предложение :
Незаметно подкрались сумерки ,молчаливые и теплые .
-Добились ли мы решения поставленной задачи ?(Да)
-Какими средствами это было достигнуто ?(Определение поставлены в необычную для них позицию (обратный порядок слов-инверсия)-они стоят перед определяемым словом ,они также выделяются логическим ударением ).
-Запишем еще одно предложение
Построенный из красного кирпича дом стоял на берегу реки .
Обособьте , то есть выделите в нем запятыми на письме ,а в устной речи- паузами распространённое определение выраженное причастным оборотом .
-Как вы это сделали ?(Поставили причастный оборот после определяемого слова ).
Прочитайте получившееся предложение (Дом, построенный из красного кирпича ,стоял на берегу реки).
Запишем еще одно предложение
Поздно вечером, часов в одиннадцать я вышел в сад.
В данном предложении обособляются слова(часов в одиннадцать),которые уточняют смысл предшествующих слов (поздно вечером).
Итак, нами выделены следующие признаки обособления в предложении :
- Наличие слов, зависящих от обособления.
- Инверсивный(обратный) порядок слов.
- Наличие дополняющих смысловых оборотов
Какие виды обособлений нам уже знакомы ? Запишем примеры .
-
a. Обособленные дополнения(Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме ,вместо и др.),имеющие значение включения ,исключения ,замещения.)
От сытного обеда все гости были веселы ,кроме старой барыни .Многие из учеников ,помимо лопаток ,принесли еще и грабли . -
b. Обособленные обстоятельства (Члены предложения ,выступающие функции обстоятельств(деепричастие и деепричастные обороты , предложно-падежные формы существительных, наречия)
Лисица, вздрогнув ,стала прислушиваться .Несмотря на поздний час ,было душно . Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза -
c. Обособленные определения (Члены предложения ,выступающие в функции определения(согласованные и несогласованные)
Петр, задумчивый ,направился к отцу. Птицы ,щебечущие рано утром ,всегда раздражали его .Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех -
d. Обособленные приложения(Члены предложения ,выступающие в функции приложения )
Нравилась мне одна девушка, полька .Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием .
Итак ,делаем вывод:
Обособленными членами предложения могут быть второстепенные члены предложения.
-Зачем нужны обособленные члены предложения ?(Они придают предложению большую выразительность)
Составьте из трех предложений одно, используя обособление .
Выпал снег .Он был глубокий и мягкий .Снег выглядел невесомым и призрачным .
Выпавший снег ,глубокий и мягкий ,выглядел невесомым и призрачным .
Обособленные члены предложения выполняют в предложении двойную функцию .Попробуем убедиться в этом ,проведя лингвистический эксперимент ,запишем два предложения :
1.Высоко в небе светила луна .Она освещала нам путь .
Задание :из данных двух предложений сделайте одно с обособленным членом
С деепричастным оборотом
С причастным оборотом
2.Высоко в небе светила полная луна ,освещая нам путь .
3.Высоко в небе светила полная луна ,освещавшая нам путь.
А теперь проведем анализ полученных предложений .
Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой 1? (Повествовательные)
Какие предложения называются повествовательными?(Те, которые содержат сообщение).
Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой 1?(Два предложения, два сообщения
Чем выражены эти сообщения?(Двумя простыми предложениями ,у каждого своя грамматическая основа )
Какое сообщение выражено в примерах 2 и 3 ?(Оно точно такое же и в первых двух предложениях )
Есть ли второе сообщение в примерах 2 и3 ? Чем оно выражено?(Да, есть оно выражено причастным и деепричастным оборотами)
Какое сообщение в примерах 2 и 3 можно считать основным ,а какое добавочным, второстепенным(Первое сообщение – основное ,второе выраженное деепричастным и причастным оборотом добавочное )
Вывод: итак, проведя лингвистический эксперимент мы убедились в том ,что обособленные члены предложения выполняют в предложении двойную функцию:
1.Являются второстепенными членами предложения
2 .И одновременно являются второстепенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавочное действие.
Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь(Высоко в небе светила полная луна и освещала нам путь).
Высоко в небе светила полная луна ,освещавшая нам путь(Высоко в небе светила полная луна, которая освещала нам путь).
5.Наблюдение над обособленными членами предложения в художественной литературе
- А где используются обособленные члены предложения ? И зачем они нужны ?
Чтобы ответить на этот вопрос послушайте два отрывка из художественных произведений .
Делать нечего.Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» )
«Сказки она сказывает тихо ,таинственно ,наклоняясь к моему лицу ,заглядывая глаза мне расширенными зрачками ,точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня»
(М.Горький «Детство»)
Вывод: обособленные члены предложения характерны прежде всего для книжной речи и помогают писателю или поэту красочно описать предмет или явление .
6.Закрепление изученного .Самостоятельная работа.
Из двух предложений составить одно простое предложение с обособленным членом(причастным или деепричастным оборотом)
- За деревней протекает река .Она неторопливо несет свои воды к дальнему озеру.
- Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.
- Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце.
- Эта необычная история взволновала всех. Её рассказал неизвестный геолог.
7..Итог урока
-Что нового узнали на уроке ?
-Что называется обособленными членами предложения?
-Как они выделяются в устной речи? В письменной речи?
-Какие члены предложения могут обособляться?
-На какие группы делятся предложения с обособленными членами?
Д/З Выписать 5 предложений с обособленными членами из рассказа Л.Андреева «Кусака».