Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 8 классе

Понятия об обособленных членах предложения

Ено Марина Николаевна

Цели урока:

  1. дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  2. раскрыть роль обособленных членов в предложении
  3. формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно оформлять их
  4. развивать мышление, речь, творческие способности учащихся

Ход урока

  1. 1. Орг. момент
  2. 2. Проверка Д/З
  3. 3. Словарная работа:
    1. стелющиеся растения
    2. густые заросли
    3. ясно излагать мысли
    4. подготовиться к изложению
    5. подбирать материал
    6. запереть дверь ключом
    7. провести касательную
    8. легкое прикосновение
    9. загореться от взрыва

-Объясните в данных словах орфограммы

-Что мы записали?(словосочетания )

-Расскажите, что вы знаете о словосочетании

4.Объяснение нового материала

Из данных предложений

Свежий ветер подгонял лодку рыбака

Дующий ветер подгонял лодку

составить предложения с причастным и деепричастным оборотом (Свежий ветер, дующий с моря ,подгонял лодку .Свежий ветер дул с моря , подгоняя лодку)

 

Разберите эти  предложения синтаксически .Назовите согласованное определение (Свежий ветер) и несогласованное определение(Лодка (чья?) рыбака)

Ты уже знаешь ,как только слова попадают в предложение, они выполняют там различную роль (Слова в предложении бывают главными членами предложения , второстепенными членами предложения , однородными членами предложения ,согласованными и несогласованными определениям , распространенными и нераспространёнными определениями).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом членов предложения –обособленными членами предложения .

-Что  значит обособить член предложения? (Обособится – значит как –то отделиться , выделиться .В русском языке слово «обособить»-выделить по смыслу (из толкового словаря С.И.Ожегова)

Вывод :обособление-это выделение.

-Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году и был введен лингвистом А.Пешковским.

-Как же можно выделить наиболее важное слово в предложении?(Можно выделить наиболее важное слово в предложении логическом ударении ,изменением порядка слов –инверсией)

Например, запишем предложение

Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки

В этом предложении нам интонационно нужно выделить слово сумерки .

Как мы это можем сделать ?(Поставить определения молчаливые и теплые после определяемого слова сумерки)

Получилось предложение :

Незаметно подкрались сумерки ,молчаливые и теплые .

-Добились ли мы решения поставленной задачи ?(Да)

-Какими средствами это было достигнуто ?(Определение поставлены в необычную для них позицию (обратный порядок слов-инверсия)-они стоят перед определяемым словом ,они также выделяются логическим ударением ).

-Запишем еще одно предложение

Построенный из красного кирпича дом стоял на берегу реки .

Обособьте , то есть выделите в нем запятыми на письме ,а в устной речи- паузами распространённое определение выраженное причастным оборотом .

-Как вы это сделали ?(Поставили причастный оборот после определяемого слова ).

Прочитайте получившееся предложение (Дом, построенный из красного кирпича ,стоял на берегу реки).

Запишем еще одно предложение

Поздно вечером, часов в одиннадцать я вышел в сад.

В данном предложении обособляются слова(часов в одиннадцать),которые уточняют смысл предшествующих слов (поздно вечером).

Итак, нами выделены следующие признаки обособления в предложении :

Какие виды обособлений нам уже знакомы ? Запишем примеры .

  1. a. Обособленные дополнения(Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме ,вместо и др.),имеющие значение включения ,исключения ,замещения.)
    От сытного обеда все гости были веселы ,кроме старой барыни .Многие из учеников ,помимо лопаток ,принесли еще и грабли .
  2. b. Обособленные обстоятельства (Члены предложения ,выступающие функции обстоятельств(деепричастие и деепричастные обороты , предложно-падежные формы существительных, наречия)
    Лисица, вздрогнув ,стала прислушиваться .Несмотря на поздний час ,было душно . Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза
  3. c. Обособленные определения (Члены предложения ,выступающие в функции определения(согласованные и несогласованные)
    Петр, задумчивый ,направился к отцу. Птицы ,щебечущие рано утром ,всегда раздражали его .Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех
  4. d. Обособленные приложения(Члены предложения ,выступающие в функции приложения )
    Нравилась мне одна девушка, полька .Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием . 

Итак ,делаем вывод:

Обособленными членами предложения могут быть второстепенные члены предложения.

-Зачем нужны обособленные члены предложения ?(Они придают предложению большую выразительность)

Составьте из трех предложений одно, используя  обособление .

Выпал снег .Он был глубокий и  мягкий .Снег выглядел невесомым и призрачным .

Выпавший снег ,глубокий и мягкий ,выглядел невесомым и призрачным .

Обособленные члены предложения выполняют в предложении двойную функцию .Попробуем убедиться в этом ,проведя лингвистический эксперимент ,запишем два предложения :

1.Высоко в небе светила луна .Она освещала нам путь .

Задание :из данных двух предложений сделайте одно  с обособленным членом

С деепричастным оборотом

С причастным оборотом

2.Высоко в небе светила полная луна ,освещая нам путь .

3.Высоко в небе светила полная луна ,освещавшая нам путь.

А теперь проведем анализ полученных предложений .

Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой 1? (Повествовательные)

Какие предложения называются повествовательными?(Те, которые содержат сообщение).

Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой 1?(Два предложения, два сообщения

Чем выражены эти сообщения?(Двумя простыми предложениями ,у каждого своя грамматическая основа )

Какое сообщение выражено в примерах 2 и 3 ?(Оно точно такое же и в первых двух предложениях )

Есть ли второе сообщение в примерах 2 и3 ? Чем оно выражено?(Да, есть оно выражено причастным и деепричастным оборотами)

Какое сообщение в примерах 2 и 3 можно считать основным ,а какое добавочным, второстепенным(Первое сообщение – основное ,второе выраженное деепричастным и причастным оборотом добавочное )

Вывод: итак, проведя лингвистический эксперимент мы убедились  в том ,что обособленные члены предложения выполняют в предложении двойную функцию:

1.Являются второстепенными членами предложения

2 .И одновременно являются второстепенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавочное действие.

Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь(Высоко в небе светила полная луна и освещала нам путь).

Высоко в небе светила полная луна ,освещавшая нам путь(Высоко в небе светила полная луна, которая освещала нам путь).

5.Наблюдение над обособленными членами предложения в художественной литературе
-
А где используются обособленные члены предложения ? И зачем они нужны ?

Чтобы ответить на этот вопрос послушайте два отрывка из художественных произведений .

Делать  нечего.Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…

(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» )

 

«Сказки она сказывает тихо ,таинственно ,наклоняясь к моему лицу ,заглядывая глаза мне расширенными зрачками ,точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня»

(М.Горький «Детство»)

 

Вывод: обособленные члены предложения  характерны прежде всего для книжной речи и помогают писателю или поэту красочно описать предмет или явление .

6.Закрепление изученного .Самостоятельная работа.

Из двух предложений составить одно простое предложение с обособленным членом(причастным или деепричастным оборотом)

  1. За деревней протекает река .Она неторопливо несет свои воды к дальнему озеру.
  2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.
  3. Снег  осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце.
  4. Эта необычная история взволновала всех.  Её рассказал неизвестный геолог.

7..Итог урока

-Что нового узнали на уроке ?

-Что называется обособленными членами предложения?

-Как они выделяются в устной речи? В письменной речи?

-Какие члены предложения могут обособляться?

-На какие группы делятся предложения с обособленными членами?

Д/З Выписать 5 предложений с обособленными членами из рассказа Л.Андреева «Кусака».