Урок русского языка для 6 – 7 и даже 10 классов
Вслед за героями книги «Три Толстяка».
Н и НН в суффиксах страдательных причастий
и отглагольных прилагательных»
Жукова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Проблема: развитие навыков грамотного письма учащихся
Актуальность: снижение уровня освоения знаний граждан РФ по русскому языку и умений применять их на практике.
ЦЕЛИ:
- Формирование навыков правильного написания Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
- Формирование практических умений и навыков обучающихся по
осознанному применению полученных знаний в повседневной
работе с текстом (книгой).
Планируемый результат: проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов), применяя знания и умения по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
Умения : 1) разграничивать суффиксы с Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, 2) опознавать в текстах и выделять запятыми причастный оборот, 3) выбирать правильно суффикс для образования страдательного причастия, 4 извлекать новую информацию, данную в упражнениях урока
- Вспомните основные правила написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных и выполните задание по образцу:
А. Кошеный
некошеный
перекошенный
кошенный нами в июле
Кошеный – перекошеный (сложные слова всегда прилагательные и 2 часть пишется как 1! )
Б. Жжёный
В. Путаный
Г. Дарёный
Д. Мороженый
2. Вспомните сказку Ю. Олеша «Три Толстяка». Соедините существительные - определяемые слова (группа слов №1) с образованными от глаголов причастиями (группа слов №2).
1 – песня, перила, шеренги, лестница, зрелище, кукла.
2 – потерять, ломать, подставить, построить, увидеть, исполнить.
Например: лестница (подставить) подставленная.
3. 1) В предложениях сделать выбор орфограмм «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных». 2) Вставить пропущенные знаки препинания и графически объяснить правильность их постановки.
Доктор часто посещал за городом дворец трех Толстяков построе(н,нн)ый посреди огромного парка. Парк был окруже(н, нн) глубокими каналами. Повеше(н,нн) ые над ними черные железные мосты охранялись дворцовой стражей в ноше(н,нн)ой –переноше(н,нн)ой форме и черных клеёнчатых шляпах с желтыми перекруче(н,нн)ыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга засыпа(н,нн)ые цветами рощи и пруды выкопа(н,нн)ые специально. Здесь проложе(н,нн)ы тропинки для прогулок. Здесь р(а,о)стут самые интересные породы трав и деревьев , здесь звенят самые красивые жуки, поют песни купле(н,нн)ые в разных странах невиданные (запомни!) птицы.
4. Творческая работа. В тексте заменить глаголы, данные в скобках, образованными от них страдательными причастиями. Вставить пропущенные знаки препинания.
Парадный завтрак (устроить) _________________ для Толстяков удался на славу. Продавца шаров, или, вернее, торт( принести)______________ в зал поставили на стол. Только тогда продавец открыл глаза и тут же он увидел (окружить) _______________ поварами и кондитерами Трех Толстяков. Они были такие толстые что у сидящего в торте и (заляпать) ________________ кремом продавца раскрылся рот… (С,з)делав усилие, он закрыл рот. Но тогда немедленно вытаращились глаза… Толстяки сидели на возвышении и ели больше всех. Один даже начал есть салфетку (повязать) _______________ вокруг толсте(н,нн)ой шеи. Потом он оставил (замусолить) ___________________ салфетку и тут же принялся жевать ухо Третьего Толстяка. Между прочим, оно имело вид (варить) __________________ пельмени. Все покатились со смеху. Поглядев на (поставить) _______________ в центр стола торт, Второй Толстяк, поднимая вилку. Она была направле(н,нн)а в сторону (облепить) ______________________________ чем –то сладким шаров.
Домашнее задание: составить 10 предложений на тему «Что ели три Толстяка», включив причастия и прилагательные, образованные от глаголов : ЖАРИТЬ, ПАРИТЬ, КВАСИТЬ, МАРИНОВАТЬ, КОПТИТЬ,СОЛИТЬ,КИПЯТИТЬ, МАСЛИТЬ, ПЕЧЬ, ТУШИТЬ