Конспект урока русского языка в 10 классе
Обособленные члены предложения
Геворкова Татьяна Ивановна
Цели и задачи: обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» в 8 классе, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах, подготовка к ЕГЭ, развивать внимательность и интерес к языку. Ход урока I Организационный момент. - Здравствуйте, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Желаю каждой команде успехов и отличных оценок. Наш урок поможет Вам ещё на один шаг приблизиться к высоким баллам на экзамене. О теме занятия вы скажете мне чуть позже, а начнем мы урок с орфографической разминки. - II Орфографическая разминка. - На экране слова, где пропущена гласная в корне с чередованием. - 1 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от сочетания согласных в короне. - 2 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от ударения. - 3 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от значения. - 4 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от наличия суффикса а. - Прик_сновение, р_сток, заг_релый, м_кать в сметану, ск_кать, зам_рать, пром_кнуть под дождем, з_рево, расст_лить, выск_чить, выч_тать, заг_р, выр_щен, ср_внить, тв_рчество, р_внина, зар_сший, ур_вень, обн_мать, - оз_рить. III Работа с теоретическим материалом Переходим к работе над темой нашего урока. Предлагаю вам самим догадаться, о каком языковом явлении пойдет речь. Д.Н. Ушаков в «Большом толковом словаре русского языка» дал такое толкование этого слова : «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: Обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению — обобщать. О каком языковом явлении пойдет речь? Что такое обособление? Какие члены предложения могут обособляться? На столе у вас лежит учебник «Теория. Русский язык» , откроем параграфы 190-198. С помощью таблицы расскажите об обособлении: 1 группа определений; 2 группа обстоятельств; 3 группа приложений; 4 группа дополнений и уточняющих членов. Выступление представителей от каждой группы. IV Выявление обособленных конструкций разных видов Перед вами предложения с обособленными членами. Выпишите из предложенных предложений:1 группа – предложения с обособленными обстоятельствами, 2 группа - предложения с обособленными определениями, 3 группа - предложения с обособленным дополнением и предложение с уточняющим членом, 4 группа - предложение с обособленным приложением. • 1 Полный тревожными мыслями, я вошёл в комендантский дом. (А. Пушкин) • 2 Несмотря на погоду, мы решили выступать.(В.Обручев) • 3 Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М. Горький) • 4 Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе. (М. Шолохов) • 5 Кроме чаек, в море никого не было. (М. Горький) • 6 Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков) • 7 Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду. (М. Лермонтов) V Физкультминутка. VI Работа с текстом «Чудо природы» У вас на столе лежат конверты, возьмите в руки конверт№1. Перед вами части теста: сложите их в нужном порядке: чтобы получился текст. Что вам помогло связать «куски» в единое целое?( признаки текста) Чудо природы. Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне. Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями. Однако ученых волнует теперь более серьезная проблема: ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учёными. (Из журнала) Вы уже заметили, что в тексте расставлены не все знаки препинания. Задача следующая: каждая группа расставляет знаки препинания и выполняет синтаксический разбор своего предложения (предложения определяет учитель). Схемы предложений показаны на доске. VII Разбор задания ЕГЭ по теме. - Давайте посмотрим, как выглядит задание ЕГЭ, связанное с расстановкой знаков препинания при однородных членах. • Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго- востоку от усадебного дома. -Как будем выполнять это задание? Давайте определим порядок действий. Алгоритм выполнения задания 1 Внимательно читаем предложение. 2 Находим обособленные члены, определяем их границы 3 Определяем вид обособленных членов 4 Применяем правило 5 Расставляем знаки препинания 6 Записываем правильный ответ VIII Тест по теме в формате ЕГЭ В конвертах №2 семь вариантов тестовых заданий, каждый ученик выбирает один вариант. IX Рефлексия В конвертах №3 находится анкета, заполните ее, пожалуйста. После этого на яблоньке расположите разноцветные яблочки из конверта, соответствующие вашему настроению.