Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Местоимение как часть речи

Маркелова Елена Михайловна,
учитель русского языка
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы (VIII вида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Тема урока: «Местоимение как часть речи».

Цель урока:

Задачи урока

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

ХОД УРОКА

I.Проверка домашнего задания

Учащиеся записывают под диктовку словарные слова, объясняя их лексическое значение и склонение существительных: абонемент, бандероль, бюллетень, кафе, искусство, операция.

- В нашем словаре встретились заимствованные из других языков слова, поэтому мы и запоминали их значение. Но есть среди записанных слов и слова русского происхождения.

Разберем их по составу: искусство, операция.

- Докажем, что записанные слова – имена существительные:

  1. обозначают предмет
  2. отвечают на вопросы кто? что?

- Какая ещё часть речи может отвечать на  вопрос кто? (местоимение)

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы вспомним, что мы знаем о местоимении как о части речи.

II.Объяснение нового материала с использованием ИКТ (презентация текста)

- Запишем и разберем по составу слово местоимение. Уже в слове его значение: употребляется вместо имени. Какого?

- Вспомним, что мы еще знаем об этой части речи

Текст проецируется на экран с выделенными местоимениями и скрытой частью предложения (здесь в скобках):

«Я только что ходил на телефонную станцию звонить (и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена), а он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я поглядел его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было».

- Можно ли сказать, кто бежал у самой ноги человека?

- Кто бы это мог быть?

Демонстрация полного текста

- Кто же на самом деле бежал у ноги автора?

- Являются ли слова ОН, ЕГО, Я, МЕНЯ названиями предметов или только      указывают на них?

- Какой частью речи они являются?

- Сверим наши выводы с учебником (стр. 94)

- Как вы думаете, почему местоимения названы личными?

- Потому они и личные, что имеют лицо.

- Обычно местоимение стоит после существительного, которое оно заменяет.

III. Синтаксический разбор предложения

Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася!

Определяются члены предложения, связь слов в предложении (вопросы и падежи), части речи, объясняется постановка знаков препинания.

IV. Морфологический разбор

Русь – что? существительное, собственное, неодушевленное, женского рода, 3 склонения, в единственном числе, в именительном падеже.

Ты – кто? местоимение, 2 лица, в единственном числе, в именительном падеже.

V. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ

- Как вы думаете, почему автор этих строк обращается к Руси на ты, а не на вы? (близкие отношения)

- Вспомните, кто автор этих строк.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ты и Вы»

- Не забывайте, что Вы – вежливая форма обращения, Ты – употребляется при обращении к близким людям, а при обращении к постороннему, незнакомому может звучать оскорбительно.

 

VI.Работа с упражнением 122, страница 95

- Записать предложения. Подчеркнуть существительные и местоимения, которые их заменяют. Указать лицо местоимений. Особое внимание обратить на расстояние между существительным и местоимением, на знаки препинания при обращении.

VII.Физминутка

Местоимения 1 лица – я, мы - хлопаем

Местоимения 2 лица – ты, вы - сидим

Местоимения 3 лица – он, она, оно, они – встаем

VIII. Самостоятельная работа

Личных местоимений всего 8. Но по частоте употребления в речи они занимают 3 место после существительных и глаголов, освобождая нашу речь от ненужных повторов. Поэтому мы должны знать их в лицо и в И.п., и в косвенных падежах.

- Можно ли сказать, о ком это стихотворение? (на карточках)

Сказали мне, что с нею Вы

При всех на берегу

Его ловили, но, увы:

Я плавать не могу.

Мы вам ее, она нам их,

Вы им, обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от Вас.

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех,-

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех.

Сказать, о ком это стихотворение, мы не можем, так как не было названия предметов. Зато указать все личные местоимения вы обязаны.

Самостоятельная работа по группам:

Сильные – подчеркивают и определяют лицо  и падеж местоимений

Слабые – определяют лицо местоимений только в И.п.

IX. Домашнее задание:

Слабые учащиеся

Упр. 123 стр. 96

Сильные учащиеся

Упр. 121 стр. 95, по заданию плюс определить лицо местоимений

X. Итог урока, рефлексия и оценивание учащихся