Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вставные конструкции

Коликова Яна Александровна

Цель: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках; изучение нового материала

Задачи:

  1. Изучить вставные конструкции; научить различать вводные и вставные конструкции.
  2. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; закрепление понятия «вводные конструкции», развитие навыков логического мышления.
  3. Воспитание нравственных качеств учащихся.

 

Оборудование:  повесть И.С. Тургенева «Ася», учебник русского языка, тетради, мульти-медиа.

Доска. Предложения, записанные на доске, прикрыты воздушным платком, на котором прикреплен

засушенный цветок

 

Десятое апреля.

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.На другое утро (я уже проснулся, но еще не вставал) стук палки раздался у меня под окном

2. Старушка  продавала туристам пиво, пряники и зельтерскую воду (говорят, она обладает целебными свойствами).

3. Помнится, нам встретилась многочисленная семья белокурых и чопорных англичан.

 

 

 

 

 

 

 

Х О Д    У Р О К А.

 

1. Организационный момент.

 

 

Приветствие учеников, гостей.

 

Запись в тетрадях числа, классной работы.

2.

 

 

 

 

 

Перед началом я бы хотела с вами посоветоваться. Может, вопрос  покажется необычным, но в какой форме вы бы хотели, чтобы прошел наш урок? Предлагаю 2 варианта. Первый – традиционный, второй – нетрадиционный, эвристический.

Голосуем.

Кто за первый? Почему?

Кто за второй? Почему?

Конечно, первый вариант удобнее: прочитали учебник, объяснили правило и выполнили упражнение. Но, на мой взгляд, это не интересно, потому что некоторые уроки  так и проходят.                          Если вы мне доверяете, то я предлагаю сегодня выбрать второй способ – эвристический, т.е. мы на уроке попробуем поработать как исследователи  и постараемся самостоятельно разобрать новую тему, сделать открытие.

После записи «Классная работа» пропустите строчку, т.к. тему мы запишем позже.

 

 

 

 

3. Постановка целей.

Цель  нашего урока - закрепить материал, изученный на предыдущих уроках и изучить новый материала, который пока является секретом.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Давайте приступим. На партах у вас лежит Р/М № 1. Я прошу  красиво, с выражением прочитать этот небольшой текст.

( читает ученица)

Узнали ли вы этот фрагмент?

Назовите автора и произведение.

Абсолютно верно. Это повесть И.С. Тургенева «Ася», повесть, знакомство с которой мы завершаем на уроках литературы.

Кому из героев принадлежит эта записка?

Ваша задача: Подпишите распечатки и, работая с ними, переделайте эту записку автора таким образом, чтобы у вас получилось высказывание с: I вариант – вводным словом или словосочетанием, а II вариант – с вводным предложением. Графически выделите вводные конструкции.

Поменяйтесь с соседом листочком и проверьте друг друга.

Давайте проверим, что у вас получилось.

( 6 человек )

5. Проверка домашнего задания.

 

 

 

Один читает свою работу первый раз.

2 ученика стоят у доски.

 

 

 

 

 

Проверка.

В качестве д/з к сегодняшнему уроку вам было предложено  написать небольшое рассуждение на тему «В чем польза чтения», «Понравившаяся мне книга», « Почему необходимо заниматься спортом ?», используя вводные конструкции. Я знаю, что у вас получились разные высказывания на различные темы, но еще я знаю, что у некоторых есть высказывания, касающиеся повести Тургенева. Я прошу сейчас автора зачитать свою работу.

 

Прекрасно. Ваша следующая задача: Работая по вариантам, по ходу второго прочтения, I вариант выписывает одно предложение с вводным словом, а II вариант – с вводным предложением.

Получились ли у кого-нибудь другие предложения?

 

6.  Новый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерный термин.

 

У вас на столах находится  Р/М № 2.

Ваша задача: расставить недостающие знаки препинания, найти вводные конструкции

(предложение проецируются без знаков препинания)

1. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами.

2. Я сел и, вспомнив о своей коварной вдове (официальным воспоминанием об этой даме заключался каждый мой день), достал одну из ее записок.

3. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидел у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти — Асю.

4. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение.

5. Я встал и, положив талер в руку бедной Ганхен (она даже не поблагодарила меня), направился к дому фрау Луизе.

Можно сказать, что это вводные предложения?    НЕТ

Чем отличаются?

Что обозначают?

Как бы вы назвали эти конструкции?

П о я в л е н и е   т е м ы    у р о к а.

Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, как понятие в вст.констр. дается там.

Запишем выводы в тетради.

 

 

 

ВК

 

Что обозначает          Выделение в речи           Выделение на письме

 

7. Закрепление.

 

Д О С К А

Обратите внимание на доску.

Как вы думаете, какое отношение к повести «Ася» имеют платок и цветок?

У меня записаны три предложения.

Ваша задача: правильно расставить знаки препинания при ВК.

 

1. На другое утро (я уже проснулся, но еще не вставал) стук палки раздался у меня под окном.

 

2. Старушка  продавала туристам пиво, пряники и зельтерскую воду (говорят, она обладает целебными свойствами).

 

3. Помнится, нам встретилась многочисленная семья белокурых и чопорных англичан.

8.  Работа с учебником.

Графическое письмо.

Упражнение №  376

По одному ученику по очереди работают у доски

( 3 ученика)

 

Комбинированное упражнение

Упражнение № 379.

2 ученика у доски.

1 – схемы с вводными конструкциями.

2 – с ВК

 

 

 

 

9. Итог.

Слабый –  какова тема?   Как обозначаем эти конструкции?

Средний –   что такое ВК?  Как обозначаем на письме

эти  конструкции?

Сильный -  в чем отличие вв.слов от ВК?

Оценивание.

10. Домашнее задание.

Сдайте, пожалуйста, ваши творческие работы.

Озаглавить записку и осложнить ее 3-мя ВК.