Вставные конструкции
Коликова Яна Александровна
Цель: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках; изучение нового материала
Задачи:
- Изучить вставные конструкции; научить различать вводные и вставные конструкции.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; закрепление понятия «вводные конструкции», развитие навыков логического мышления.
- Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: повесть И.С. Тургенева «Ася», учебник русского языка, тетради, мульти-медиа.
Доска. Предложения, записанные на доске, прикрыты воздушным платком, на котором прикреплен
засушенный цветок
Десятое апреля. Классная работа.
|
1.На другое утро (я уже проснулся, но еще не вставал) стук палки раздался у меня под окном 2. Старушка продавала туристам пиво, пряники и зельтерскую воду (говорят, она обладает целебными свойствами). 3. Помнится, нам встретилась многочисленная семья белокурых и чопорных англичан.
|
|
Х О Д У Р О К А.
1. Организационный момент.
|
Приветствие учеников, гостей.
Запись в тетрадях числа, классной работы. |
2.
|
Перед началом я бы хотела с вами посоветоваться. Может, вопрос покажется необычным, но в какой форме вы бы хотели, чтобы прошел наш урок? Предлагаю 2 варианта. Первый – традиционный, второй – нетрадиционный, эвристический. Голосуем. Кто за первый? Почему? Кто за второй? Почему? Конечно, первый вариант удобнее: прочитали учебник, объяснили правило и выполнили упражнение. Но, на мой взгляд, это не интересно, потому что некоторые уроки так и проходят. Если вы мне доверяете, то я предлагаю сегодня выбрать второй способ – эвристический, т.е. мы на уроке попробуем поработать как исследователи и постараемся самостоятельно разобрать новую тему, сделать открытие. После записи «Классная работа» пропустите строчку, т.к. тему мы запишем позже.
|
3. Постановка целей. |
Цель нашего урока - закрепить материал, изученный на предыдущих уроках и изучить новый материала, который пока является секретом. |
4.
ВЗАИМОПРОВЕРКА |
Давайте приступим. На партах у вас лежит Р/М № 1. Я прошу красиво, с выражением прочитать этот небольшой текст. ( читает ученица) Узнали ли вы этот фрагмент? Назовите автора и произведение. Абсолютно верно. Это повесть И.С. Тургенева «Ася», повесть, знакомство с которой мы завершаем на уроках литературы. Кому из героев принадлежит эта записка? Ваша задача: Подпишите распечатки и, работая с ними, переделайте эту записку автора таким образом, чтобы у вас получилось высказывание с: I вариант – вводным словом или словосочетанием, а II вариант – с вводным предложением. Графически выделите вводные конструкции. Поменяйтесь с соседом листочком и проверьте друг друга. Давайте проверим, что у вас получилось. ( 6 человек ) |
5. Проверка домашнего задания.
Один читает свою работу первый раз. 2 ученика стоят у доски.
Проверка. |
В качестве д/з к сегодняшнему уроку вам было предложено написать небольшое рассуждение на тему «В чем польза чтения», «Понравившаяся мне книга», « Почему необходимо заниматься спортом ?», используя вводные конструкции. Я знаю, что у вас получились разные высказывания на различные темы, но еще я знаю, что у некоторых есть высказывания, касающиеся повести Тургенева. Я прошу сейчас автора зачитать свою работу.
Прекрасно. Ваша следующая задача: Работая по вариантам, по ходу второго прочтения, I вариант выписывает одно предложение с вводным словом, а II вариант – с вводным предложением. Получились ли у кого-нибудь другие предложения? |
6. Новый материал
Компьютерный термин. |
У вас на столах находится Р/М № 2. Ваша задача: расставить недостающие знаки препинания, найти вводные конструкции (предложение проецируются без знаков препинания) 1. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами. 2. Я сел и, вспомнив о своей коварной вдове (официальным воспоминанием об этой даме заключался каждый мой день), достал одну из ее записок. 3. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидел у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти — Асю. 4. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение. 5. Я встал и, положив талер в руку бедной Ганхен (она даже не поблагодарила меня), направился к дому фрау Луизе. Можно сказать, что это вводные предложения? НЕТ Чем отличаются? Что обозначают? Как бы вы назвали эти конструкции? П о я в л е н и е т е м ы у р о к а. Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, как понятие в вст.констр. дается там. Запишем выводы в тетради. |
|
ВК
Что обозначает Выделение в речи Выделение на письме
|
7. Закрепление.
Д О С К А |
Обратите внимание на доску. Как вы думаете, какое отношение к повести «Ася» имеют платок и цветок? У меня записаны три предложения. Ваша задача: правильно расставить знаки препинания при ВК.
1. На другое утро (я уже проснулся, но еще не вставал) стук палки раздался у меня под окном.
2. Старушка продавала туристам пиво, пряники и зельтерскую воду (говорят, она обладает целебными свойствами).
3. Помнится, нам встретилась многочисленная семья белокурых и чопорных англичан. |
8. Работа с учебником. |
Графическое письмо. Упражнение № 376 По одному ученику по очереди работают у доски ( 3 ученика)
Комбинированное упражнение Упражнение № 379. 2 ученика у доски. 1 – схемы с вводными конструкциями. 2 – с ВК
|
9. Итог. |
Слабый – какова тема? Как обозначаем эти конструкции? Средний – что такое ВК? Как обозначаем на письме эти конструкции? Сильный - в чем отличие вв.слов от ВК? Оценивание. |
10. Домашнее задание. |
Сдайте, пожалуйста, ваши творческие работы. Озаглавить записку и осложнить ее 3-мя ВК. |