Деловое письмо. Автобиография
В 8 - 9 классах продолжается закрепление и углубление знаний учащихся по теории официально-делового стиля и совершенствование навыков составления и оформления деловых документов.
На уроке повторения предложений с однородными и обособленными членами учащиеся знакомятся с новой деловой бумагой – автобиографией, писать которую должен уметь каждый.
Во вступительной беседе необходимо раскрыть значение термина (слово греческого происхождения, состоит из трех частей: autos, bios, grapho; в современном русском языке употребляется в значении « описание своей жизни») и назвать разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение.
ДЕЛОВАЯ АВТОБИОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ.
- Наименование документа;
- текст автобиографии;
- подпись составителя;
- дата написания.
В тексте автобиографии указываются: фамилия, имя, отчество; время ( число, месяц и год) рождения; место рождения и сведения об образовании (где и когда учился); о прохождении службы в армии (для военнообязанных); о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время); об общественной работе; о составе семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ АВТОБИОГРАФИЙ.
Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней наблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные, лаконичные. Лексика в основном нейтральная, все слова употребляются в своем номинативном значении. Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные. Просторечная и разговорная лексика, синтаксические построения, свойственные разговорной речи, в ней отсутствуют.
Творческие автобиографии пишутся по-другому. Писатели и поэты свободны в выборе материала и языковых средств, в определении ее композиционной структуры. Так, А. П. Гайдар в своей биографии сначала рассказывает о том, как его семья провожала отца на первую мировую войну, как позже он сам, почти мальчиком, вступил в ряды Красной Армии, сражавшейся с белыми, и, наконец, о том, как вышел в запас и стал писателем. Гайдар создает правдивую картину своей трудной юности, .Поняла Катюша, что дело не до смеха, и подняла такой рев, что как будто бы ее кипятком ошпарили . Сравнение здесь простое, бытовое, но очень точное. Пользуется Гайдар и яркими метафорами и эпитетами: Удивительным цветом горело в тот вечер небо. Меж стремительных, но тяжело-угрюмых туч над горизонтом блистали величаво- багровые зарева.
ЗАДАНИЯ.
1.Пользуясь образцом автобиографии, отредактируйте текст документа. Устраните ошибки в оформлении, содержании и языке автобиографии (нарушение композиционной структуры; отсутствие нужных сведений, введение лишних подробностей; речевые недочеты…)
Я, Матвеев М иша, родился в 2000 году в небольшой деревеньке, которая находится в 35 км от Петербурга.
Мой отец, Матвеев Алексей Сергеевич, фермер, мать, Матвеева Наталья Григорьевна, помогает отцу.
В 2007 году я поступил в 1 класс поселковой школы, куда меня отвозит отец.
Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть еще четверо детей – два мальчика и две девочки. Свете – четыре года, Сереженьке – 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Еще с нами живет мамина мама.
Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал призовые места на областных соревнованиях по плаванию.
В данный момент я закончил седьмой класс.
25. 05. 2014 Матвеев.
2. Напишите свою биографию в форме официального документа.
3. Напишите литературно обработанную автобиографию.
Деловое письмо. Автобиография.
В 8-9 классах продолжается закрепление и углубление знаний учащихся по теории официально-делового стиля и совершенствование навыков составления и оформления деловых документов.
На уроке повторения предложений с однородными и обособленными членами учащиеся знакомятся с новой деловой бумагой – автобиографией, писать которую должен уметь каждый.
Во вступительной беседе необходимо раскрыть значение термина (слово греческого происхождения, состоит из трех частей: autos, bios, grapho; в современном русском языке употребляется в значении « описание своей жизни») и назвать разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение.
ДЕЛОВАЯ АВТОБИОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ.
- Наименование документа;
- текст автобиографии;
- подпись составителя;
- дата написания.
В тексте автобиографии указываются: фамилия, имя, отчество; время ( число, месяц и год) рождения; место рождения и сведения об образовании (где и когда учился); о прохождении службы в армии (для военнообязанных); о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время); об общественной работе; о составе семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ АВТОБИОГРАФИЙ.
Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней наблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные, лаконичные. Лексика в основном нейтральная, все слова употребляются в своем номинативном значении. Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные. Просторечная и разговорная лексика, синтаксические построения, свойственные разговорной речи, в ней отсутствуют.
Творческие автобиографии пишутся по-другому. Писатели и поэты свободны в выборе материала и языковых средств, в определении ее композиционной структуры. Так, А. П. Гайдар в своей биографии сначала рассказывает о том, как его семья провожала отца на первую мировую войну, как позже он сам, почти мальчиком, вступил в ряды Красной Армии, сражавшейся с белыми, и, наконец, о том, как вышел в запас и стал писателем. Гайдар создает правдивую картину своей трудной юности, .Поняла Катюша, что дело не до смеха, и подняла такой рев, что как будто бы ее кипятком ошпарили . Сравнение здесь простое, бытовое, но очень точное. Пользуется Гайдар и яркими метафорами и эпитетами: Удивительным цветом горело в тот вечер небо. Меж стремительных, но тяжело-угрюмых туч над горизонтом блистали величаво- багровые зарева.
ЗАДАНИЯ.
1.Пользуясь образцом автобиографии, отредактируйте текст документа. Устраните ошибки в оформлении, содержании и языке автобиографии (нарушение композиционной структуры; отсутствие нужных сведений, введение лишних подробностей; речевые недочеты…)
Я, Матвеев М иша, родился в 2000 году в небольшой деревеньке, которая находится в 35 км от Петербурга.
Мой отец, Матвеев Алексей Сергеевич, фермер, мать, Матвеева Наталья Григорьевна, помогает отцу.
В 2007 году я поступил в 1 класс поселковой школы, куда меня отвозит отец.
Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть еще четверо детей – два мальчика и две девочки. Свете – четыре года, Сереженьке – 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Еще с нами живет мамина мама.
Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал призовые места на областных соревнованиях по плаванию.
В данный момент я закончил седьмой класс.
25. 05. 2014 Матвеев.
2. Напишите свою биографию в форме официального документа.
3. Напишите литературно обработанную автобиографию.