Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 5 - 9 классов коррекционной школы 8 вида
Крылова Валентина Михайловна,
учитель русского языка
Цель:
- вырабатывать достаточно прочные навыки письма на основе усвоения звукового
состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- совершенствование произношения;
- развитие умения правильно выражать свои мысли в устной форме;
- практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил;
- развитие навыка правильного и выразительного, сознательного чтения.
1. Задание: Прочитайте стихотворение К.Чуковского. Разделите стихотворение на предложения, поставьте, где надо, точки.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
2. Составь предложения из слов. Выделенные слова ставь в предложениях первыми. Они помогут связать предложения по смыслу.
На, болото, проснулся, журавль. В, поле, журавль, сначала, зерно, поклевал. В, озеро, потом, Журка, вода, попил. На, бугорок, он, крылья, наконец, расправил. В, небо, и вот, раздался, крик, журавлиный.
3. Прочитайте загадки. Отгадки выбирайте из рамки.
Замените слово она словами-отгадками и запишите в предложения.
Подчеркните существительные 3-го склонения в именительном падеже
обувь дверь тень скатерть тетрадь новость |
Она просила: "Дорогой,
Не открывай меня ногой".
Она то в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка.
Она за нами вслед шагает,
Своих следов не оставляет.
4. Свяжите слова по смыслу с помощью предлогов на, с, из, к.
Укажите склонение, падеж и окончание существительных в каждом
словосочетании.
Готовит, кухня. Блинчики, мясо. Салат, морковь. Пирог, чай.
Придумайте и напишите небольшой рассказ "Мамина помощница", используя
полученные словосочетания.
5. Вставьте пропущенные буквы.
ра..минка – ра..писка
бе..брежный – бе..конечный
и..дать – и..ходить
во..вратить – во..стать
6. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги. Предлоги
подчеркните.
Лето - время лесных малышей. ... гнёзд вылетают птицы. Медвежата послушно идут ... матерью. Лисята играют ...норах. Вечером выходят ... охоту ежата.
7. Вставьте подходящее по смыслу прилагательное.
Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).
По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).
У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).
8. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Я иду по … тропинке. Меня встречает… колокольчик. Он радостно кивает … головкой. А вот из кустов выглядывает … ромашка. У неё … середина. Недалеко виднеются кусты … сирени. Её … цветы удивительно пахнут.
9. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в корнях слов. Запишите текст. Придумайте и напишите заглавие. Выделите орфограммы.
Осень пришла, х…лода и дожди прин…сла. Лужи покрылись тонким ле…ком. Пора жителям леса запас на зиму делать.
В…дянная крыса к…ртошку с ог…рода тащит. М…дведь сало под шкурой копит. Белка гри…ки по сучкам развешивает. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас ст…рожит.
Всё зимой пригодится!
(По Н. Сладкову).
Подчеркните глаголы. Определите время глаголов.
10. Допишите глаголы в повелительной форме.
Умно... четыре на три.
Разре... яблоко пополам.
Уте... плачущую девочку.
Нама... масло на хлеб.
Обеспе... всех тетрадями.
11. Выпишите выделенные слова и замените их наречиями.
Образец: Чуть свет - очень рано.
Мать встала чуть свет.
Рабочие работали сегодня спустя рукава.
Все правила ученик знал назубок.
Косари начали работу ни свет ни заря.
Семён живёт теперь у чёрта на куличках.
От школы до стадиона рукой подать.
Девочка закричала во всю ивановскую.
12. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Слова в скобках ставьте в нужном
падеже и пишите без скобок.
З...ходите в комн...ту по (один).
У(один из мы) не выд...ржали нервы.
В тр...ллейбусе не было ни (одно свободное место).
В (одна ненастная ночь) было разрушено всё с...ление.
Я п...знакомился в т...атре с (один артист).
Рыб...лов поймал всего (одна маленькая щучка) и (один ёрш).
13. Спишите. Подчеркните Ь смягчительный одной чертой, а Ь разделительный двумя чертами. В скобках напишите отгадки.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (. . .)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (. . .)
Желанная гостья с далёкого края, а живёт под окном. (. . .)
Маленькая собачка весь дом стережёт. (. . .)
Под большой столетней елью стройка весело идёт. Здесь работает артелью дружный маленький народ. (. . .)
Золотое решето чёрных домиков полно. Сколько чёрненьких домов, столько беленьких жильцов. (. . .)
Отгадки: муравьи, подсолнечник, птичка, ножницы, комар, замок.
14. К приведённым ниже словам подберите слова близкие по значению с шипящей на конце. Запишите их, укажите род.
доктор -
мелкие деньги -
маленький ребёнок -
неправда -
родник -
15. Закончите пословицы. Запишите их. Подчеркните окончания глаголов, укажите спряжения глаголов.
Мир строит, а война ...
Смелый побеждает, а трус ...
Человек от лени болеет, а от труда ...
Труд кормит, а лень ...
Лето собирает, а зима ...
16. От существительных: пояс, правда, свет, земля, луна, свобода образуйте глаголы с частицей -ся. (Подпоясаться, оправдаться, светиться, приземлиться, прилуниться, освободиться.)
Запишите образованные глаголы в неопределённой форме столбиком, а рядом напишите 2-ое лицо единственного и множественного числа от каждого глагола.
Образец:: н. ф. глагола 2-ел. ед.ч. 2-е л. мн.ч.
подпоясаться подпояшешься подпояшетесь
17. Подберите к прилагательным другие прилагательные близкие по значению.
Мальчик смелый - храбрый.
Весёлая ёлка -
Печальный день -
Тихий вечер -
Пасмурный день -
18. Раскройте скобки. Существительные поставьте в нужном падеже. Где нужно, употребите предлоги.
Образец: повесить (стена, зал) - повесить на стене в зале.
Вырыть (норка, земля) -
поехать (друг, дача) -
гулять (берег, река) -
письмо (друг, Москва) -
выйти (улица. зонт) -
украсить (комната, цветы) -
19. Укажите склонение существительных. В каждом столбике подчеркните "лишнее" слово.
______ скл. ______ скл. ______ скл.
дорога школьник радость
деревня товарищ честь
малина машина вещь
автомобиль яблоко пень
погода сердце медаль
20. Прочитайте. Подчеркните словосочетания существительного с прилагательным. Поставьте их во множественном числе. Напишите получившийся текст.
Краем зелёного леса, голубой реки и зеркального озера называют среднюю
часть России. Поверхность пересекают холмы. Голубой лентой вьются реки. Мягкой зелёной травой покрыты луга. В лиственном лесу много ягод и грибов.