Изучение небылицы как жанра фольклора в 5 классе
Явкина Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Небылица в школьный курс русской литературы вошла недавно. В программах по литературе знакомство с ней предполагается в пятом классе [1; 2; 3]. Многие учителя и по сей день испытывают трудности при ее изучении. Это обусловлено не только отсутствием методических разработок по данной теме, но и тем, что небылица относится к мало изученным жанрам русского фольклора. В современной фольклористике нет даже четкого определения этого жанра. Некоторые ученые, основываясь только на одном признаке – полном неправдоподобии событий, относят к небылицам самые разные произведения: небылицы, перевертыши, небылицы-перевертыши, небылицы-скоморошины. Так, в частности, известная исследовательница детского фольклора О.И. Капица сущность «небыличных песен» сводила к тому, что в них «необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих предметы» [4, с.97].
К.И. Чуковский к этому же жанру относил так называемые перевертыши. С точки зрения ученого, это умственная игра, которая «необходима ребенку лишь тогда, когда он утвердился в «бывальщине». При этом «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной деятельности» [5, с. 97].
Затрудняет определение небылиц и тот факт, что они бытовали и как самостоятельные произведения, и как часть сказки, былины, скоморошины.
Некоторые художественные особенности небылицы можно обнаружить в таких жанрах, как игровые приговорки, считалки, молчанки, дразнилки, пестушки, песенки и др. Например:
« …Была у меня, дедушка, пегонькая лошаденка; я на ней езжал в лес сечь дрова. Вот однажды сидел я на ней верхом, а топор у меня был за поясом; лошадь-то бежит – трюк. Трюк, а топор-то ей по спине – стук, стук; вот стукал, стукал, да и отсек ей зад. Ну, слушай дед!» - говорит дурак, а сам его голицею по лысине щелк! «Слушаю, свет!» - «Вот я на предке этом еще три года ездил, да потом как-то нечаянно в лугах увидал задок моей лошади; ходит он и траву щиплет. Я взял поймал его и пришил к передку, пришил, да и еще три года ездил. Слушай, дед!» А сам опять голицею его по лысине щелк! «Слушаю, свет!» [6, стр. 218-219]. (Сказка «Не любо – не слушай»)
Словарь научной и народной терминологии дает следующее определение этому явлению традиционной культуры: «Небылица – произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т.д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира» [7, с. 167].
Как видим, и в этом весьма авторитетном научном толковании небылица определяется как наджанровое образование.
В этом же определении сформулирована и важнейшая особенность композиции небылиц: «преднамеренное нарушение хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей».
Мир, который изображается в них, представляет соединение «нескольких сфер действия, которые существуют параллельно друг другу» [9, с.122]. Поэтому повествование может прерваться на любом звене или продолжиться новым звеном. Такая композиция делает песню подвижной, оставляет место для импровизации [10, 11, 12].
Художественный мир небылицы – «это мир невоплощенного и неосуществимого. В несоответствии качеств и действий кроется комизм этих песен: в них называется один предмет, но выступает он всегда в функции другого» [13]. В детской среде небылица кроме этого имеет и свои особенности. Она, как правило, рифмованная [14].
Наличие четкой ритмической организованности у детских небылиц, по мнению Е.М. Левиной, «коренится в их (то есть детей - И.Я.) психологической потребности к четким осязаемым повторам» [15, с.49].
Таким образом, этот мало изученный жанр фольклора обладает набором специфических свойств, своеобразной структурой, для него характерно использование устойчивых разнообразных языковых художественных средств… Кроме того небылицы и особенно небылицы-перевертыши – своего рода умственная игра. К.И. Чуковский писал: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, - но и мыслями» [16, с.97].
Используя эти обобщения, мы и предлагаем наш возможный вариант урока по данной теме.
Тема: Небылица как жанр фольклора. Разновидности небылиц.
Цели урока:
1. Повторить знания о фольклоре и его жанрах.
2. Познакомить с особенностями небылицы как жанра фольклора.
3. Отработать некоторые литературоведческие термины (фольклор, жанр, метатеза и др.)
4. Научить учащихся обобщать изученный материал в виде схем.
Оснащение урока:
1. Запись на доске.
2. Распечатки текстов небылиц. 3. Компьютерная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что называется фольклором? (Фольклор - особое искусство слова, которое создается народом).
- Назовите рода фольклора. (Лирика, эпос, театр).
- Что называется жанром? (Жанр – исторически сложившийся тип
художественного произведения; совокупность произведений, объединенных общностью предметов изображения, кругом тем, отношения автора к описываемому, сходным способом понимания и истолкования действительности.)
- С какими жанрами детского фольклора мы знакомились? (Загадка, считалка, дразнилка, скороговорка, песня, сказка). Зачитайте тексты считалок, которые вы записали от родителей. (Учащиеся зачитывают тексты).
III. Новый материал.
1. - Сегодня мы рассмотрим еще один из жанров фольклора, познакомимся с его разновидностями, строением. Какой?! Вы скажите мне сами, прочитав текст, записанный на доске.
Ехала телега
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Люди разбежались
К ним со всех сторон. [17, с. 41]
- Что необычного в этом произведении? Почему вы смеетесь? (Здесь необычно то, что действия, которые в реальной жизни совершают живые существа, переданы неодушевленным предметам. И такое одушевление в данном случае вызывает смех.)
- А как можно назвать это явление, когда предметы начинают лаять, ездить, пугаться? (Путаница, перепутаница, перевертывание).
- Расставьте все на свои места. Что изменится?
(Изменилось звучание (нет ритма, рифмы), исчез смех.)
- Прочитаем еще один текст.
Старину скажу да старопрежную,
Старопрежную да стародавную
Старика свяжу да со старухою.
Я скажу, скажу да побывальщинку,
По синю морю да жернова несё,
А по чисту полю да все корабль бежит,
По поднебесью да все медведь летит,
На ели корова да белка злаяла,
Белку лаяла да ноги ширила.
В осеку свинья да все гнездо свила,
Все гнездо свила да детей вывела… [18, с. 19]
- Охарактеризуйте мир, создаваемый этим произведением. Какой он? (Это мир, где все перевернуто, корабль бежит по полю, медведь летит по поднебесью и т.д. Это мир, который вызывает у нас смех своей нелепостью, неправдоподобностью.)
2. Слово учителя: Именно такие произведения получили в фольклористике название «небылицы». Как вы понимаете значение слова «небылицы»? Разберите его по составу. (Небылица – это то, чего не бывает на свете; не-был-иц-а.)
- Подберите синонимы к слову небылица. (Небылица – перевертыш, путаница, чепуха, нелепица и т.д)
- В английском языке есть еще один синоним к слову небылица – «нонсенс» (nonsense– нет смысла, бессмыслица, нелепость) [19, с. 125].
А теперь рассмотрим следующий текст. Попробуйте догадаться, о чем говорится в этом предложении. (Распечатки текстов лежат на столах учащихся.)
Едки трои не посучишь, на таине заживотит и на ворчале забрюшит.
(Учащиеся затрудняются в расшифровке, поэтому делаем это совместно: «Трое суток не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит»).
- Данный текст создан при помощи перестановок частей слов. Найдите их, определите, что с чем меняется местами? ( Меняются местами части близлежащих слов).
Такой прием в литературе называется игрой слов, или метатезой. Метатеза - это перестановка звуков или слогов в составе слова. (Термин и его толкование записываются в словарь.)
- Чем отличается эта небылица от предыдущей? (Первый текст представляет собой повествование: разворачивается ряд событий, следующих друг за другом. Мы даже можем разыграть сценку. А второй текст это предложение, высказывание.)
- Рассмотрим следующий текст:
Мужик серый,
Кафтан рослый,
На босу ногу топоры.
Лапти за поясом,
Под носом румянец,
А во все щеку – что в носу.
(Здесь меняются местами слова. И если расставим слова в «правильном» порядке, то получим такой текст:
Мужик рослый,
Кафтан серый,
На босу ногу лапти.
Топоры за поясом,
Под носом – что в носу,
А во все щеку – румянец.
Этот текст будет представлять собой описание.)
IV.Обобщение.
- Обобщим то, что мы рассмотрели на уроке в виде схемы.
Небылица
Сценка высказывание описание
Ехала телега… Едки трое… Мужик серый…
1. Смех, юмор.
2. Неузнавание
Предметы совершают действия, Перемещение частей
которые в реальности выполняются близ стоящих слов; самих
животными, человеком слов
Повторим также определение этого явления, которое мы уже приводили раньше:«Небылица – произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т.д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира»
V.Перевертывание, неузнавание очень часто используется в литературных произведениях. Например, К.И. Чуковский «Ехали медведи на велосипеде», С.Я. Маршак «Эй, полундра, в море кот». (Произведения зачитываются).
К.И. Чуковский «Путаница».
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у….
Домашнее задание. 1) Найти примеры литературных «небылиц», записать в тетрадь, указать автора. 2) Попробовать сочинить небылицу-сценку.
Данный урок был апробирован в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой (в двух классах) и по программе А.Г. Кутузова (тоже в двух классах). Апробация проходила в течение пяти лет. Об эффективности усвоения материала говорят творческие работы, которые приводятся в приложении.
Приложение.
1. Хомячок сидел в горшке,
А цветок рос в клетке.
В глаз мне капали из ложки,
Суп в рот из пипетки. (Матюшин Максим)
2. Ехала карета на базар,
Съела она пачку шоколада.
А мужик смотрел на нее
И кричал: «Иго-го!». (Тюрина Татьяна)
3. Иду я, а мне навстречу кот с ведром идет и мычит. А из-под колодца змея выбегает и как зарычит. Кот от страха под землю зарылся. На заборе тигр сидит и «петухом» кричит. Бабулька на кактусе скачет. На крыше козы гнезда вьют, а в небесах крокодилы летят и курлычут. (Цветнова Анна)
4. Тетя Маша гол забила!
Васька-кот читал газету.
Старичок стащил котлету,
Врач варил с лапшою суп,
Игроки лечили зуб. (Федотова Анастасия)
5. Вышла я как-то во двор, а там старушка сидит. Вот стала я ее рассматривать: вижу, сама она одета не богато, да и не бедно. В кружевном платье, да в старом платке, а ребятишки кричат возле нее, да так и кружат, так и кружат. Решила я подойти. Подошла и села в уголок. Слышу она истории какие-то рассказывает. Посидела некоторое время, ну и подошла история к концу, а ребятишки кричат, просят еще. Так вот слушайте, что она рассказала:
В конюшне лошадь яйца снесла,
А курица жеребят родила.
На сосне кукушка поросят вывела,
По сучкам они висят да полететь хотят.
Это еще ничего, вот слушайте:
«Кошка по небу летает,
А внизу из пушки в нее крокодил стреляет!»
Хотите верьте, хотите нет.
Ну, вот и всё. (Кувватова Мария)
Литература
1. Программа по литературе. / Под ред. А.Г. Кутузова. // Программно-методические материалы.- М., 2010. («Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц»).
2. Программа по литературе / Под ред. М.Б. Ладыгина. // Программно-методические материалы. - М.,Просвещение, 2008. («Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыши)».
3. Программа по литературе / Под. ред. М.А. Снежневской. // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2009.. (Малые жанры фольклора. Для чтения и бесед
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. )
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.
5. Там же.
6. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. Том 3.- М.: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1957.
7. Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной
терминологии./ Редкол. К.П. Кабашников (отв. редактор и др.).- Минск: «Наука и техника», 1993.
8. Детский поэтический фольклор. Антология. /Сост. А.Н.Мартынова.- С.-Петербург,1997.
9. Ивлева Л.М. Скоморошины.(Общие проблемы изучения)// Славянский
фольклор.- М.: Наука, 1972, С. 110-124.
10. Аникин В.П. Русский фольклор : Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. / Сост. и прим. В. Аникина. – М., 1985.
11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.
12. Кутузов А.Г и др. Как войти в мир литературы. 5 класс. Методическое
пособие. - М.: Дрофа, 2010.
13. Ивлева Л.М. Скоморошины.(Общие проблемы изучения)// Славянский фольклор.- М.: Наука, 1972, С. 110-124.
14. Левина Е.М. «Ехала телега мимо мужика…» (О строении детской небылицы и перевертыша) //Живая старина, 1995, N2, С. 49-50.
15. Там же, С. 49
16. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.
17. Кутузов А.Г и др. Как войти в мир литературы. 5 класс. Методическое
пособие. - М.: Дрофа, 2010.
18. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В двух частях. Часть 1. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов и др.-М.: «Дрофа», 2010.
19. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс / Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.