Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использования ИКТ на уроках русского языка

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению русскому языку. Объемы информации растут, и часто традиционные способы ее передачи, хранения и обработки оказываются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средствав разработку и внедрение новых информационных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка в средней школе прежде всего позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обу­чаемых.

Проводимые психолого-педагогические исследования, среди которых можно выделить работы Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, В.В. Рубцова,Б.К. Тихомирова, говорят о большом потенциале использования методики обучения, основанной на применении ИКТ. Применение данной методики обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, адаптацию к способностям, интересам и возможностям обучаемых, развивает их творческую деятельность и самостоятельность, открывает доступ к новым источникам знаний и ин­формации. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ передтрадиционными методами обучения. Они позволяют развивать различные виды речевой деятельности и использовать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, созда­вать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Действительно, использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делая урок ярче и насыщен­нее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам — фото, плакатам, видеофрагментам, анимациям и т.п. Однако для эффективного внедрения дан­ноговида обучения в систему предметного среднего образования необходимо со­блюдение ряда педагогических и психологических условий.

В настоящее время меняется принцип отображения информации, представленной в виде текста. Экранно-компьютерное представление учебной ин­формации формирует особый тип мышления. Информационно-коммуникацион­ныетехнологии дают возможность оперативного реагирования на быстроизменя­ющийся мир, что немаловажно при изучении русского языка, в частности его лексики.

Рассмотрим вопрос о функциональных возможностях электронного текста. Несомненно, возможности такого текста шире возможностей текста, хранимого на бумажном носителе. Назовем преимущества электронного носителя информации:

— возможность компактного хранения большого количества информации;

— быстрого тиражирования и распространения учебной информации;

— членения текста и его корректировки;

— использования текста несколькими независимыми пользователями;

— дополнения текста другими семиотическими системами, такими как звук и изображение.

Урок, построенный с использованием информационных технологий, позволяет реализовывать принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Как показывает практический опыт, даже те учащиеся, которые на традиционном уроке чувствуют себя неуверенно или с неохотой выполняют задания, в компьютерномклассе с удовольствием выполняют работу. Роль учителя здесь больше тьюторская, чем контролирующая, поэтому ученик и учитель представля­ют не две противоположные стороны, а работают вместе, продвигаясь к достиже­нию общей цели. Также можно использовать графические возможности компьюте­ра. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображениена мониторе позволяет ассоциировать фразу непосредственно с действием.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

—  «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по от­дельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач);

—  основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

—  монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) .

Использование средств мультимедиа в структуре современного урока в сред­ней школе должно быть методически обоснованным и целеустремленным. Безусловно, каждый учитель самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с данной образовательной технологией.

Но и здесь мы можем выделить некоторые общие правила:

— компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (контролирующие, тестирующие программы);

— компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошиерекомендации. В Интернете постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов, отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Учитель сам принимает решение применять или нет обучающие программы и какие именно применять;

— компьютер применяется для демонстрации учебного материала.

В соответствии с целесообразностью формируются подходы к организации мультимедийного урока:

— применение одного компьютера в классе. Как правило, он используется для демонстрации визуальных материалов при объяснении и закреплении нового материала. В комплексе с компьютером используется проекционное оборудование, а также интерактивная доска;

— работа в компьютерном классе. Такая форма организации урока применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время знания боль­шого количества учеников контролируются учителем. Наличие оборудования позволяет эффективно применять такие формы контроля знаний, как тестирование (при использовании программ MSWORD, Excel, PowerPoint), проверка знаний в режиме реального времени (такая форма работы организуется при помощи коммуникационных программ ICQ, Skype). Также возможна работа в чате и на учебном форуме.

После определения подхода к организации урока необходимо соотнести цели и формы работы с соответствующим этапом урока.

На уроках русского языка компьютер может применяться на разных этапах урока и учебного процесса в целом:

—  на этапе объяснения нового материала;

—  первоначального закрепления материала;

—  контроля и проверки знаний.

В системе обучения компьютер выполняет следующие функции:

— технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

— дидактические (компьютер как тренажер, репетитор, ассистент, устройство, моделирующее определенные ситуации);

— оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся;

— корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и сти­мулирования.

Использование новых информационных технологий на различных уроках имеет преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

— повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

— осуществляется дифференцированный подход;

— за один и тот же промежуток времени выполняется бо2льший объем работы;

— облегчается процесс контроля и оценки знаний;

— развиваются навыки учебной деятельности (планирование, рефлексия, са­моконтроль, взаимоконтроль).

Формы и цели использования компьютера на различных этапах обучения представлены в таблице.

Таблица

Вид урока

Цель применения
компьютера

Образовательный
продукт

Форма
проведения урока

Урок контроля
усвоения знаний,
повторения и закрепления умений
и навыков

Для автоматизации
процесса и экономии
времени обработки
данных

Контролирующие
и тестирующие программы

Компьютерный класс,
соответствующее программное обеспечение (MSWord, Excel, PowerPoint, а также интерактивные тесты и тренажеры)

Урок объяснения
нового материала,
повторения, закрепления и обобщения изученного материала

Для обучения,
отработки навыков
и умений учащихся

Обучающие программы

Компьютерный класс

Для демонстрации
при объяснении
нового материала

Готовые программные средства: лекции,
разработки мультимедийных уроков, презентации, созданные в программе PowerPoint.

Один компьютер
и проектор

На внеклассных
мероприятиях

Для демонстрации
материала

Мультимедийные средства

Один компьютер
и проектор

 

Для развития
творческих способностей учащихся

Компьютерные версии
интеллектуальных
и развивающих игр

Компьютерный класс

 

 

В зависимости от типа урока возможны следующие варианты построения учи­телем своей работы.

1.   Урок объяснения нового материала: актуализация знаний; объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск); первоначальное закрепление; подведение итогов.

2.   Урок контроля и проверки знаний: творческая работа (индивидуально илипо группам — написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы —анализ источников, документов — 20—25 мин.); компьютерное тестирование (используется компьютерный класс, — 10 мин.); подведение итогов.

В том случае, если класс большой, его делят на подгруппы и схемы урока такова:

первая группа: творческая работа; вторая группа — тестирование (15 мин.),

вторая группа: творческая работа; первая группа — тестирование (15 мин.),

подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик), 10 мин.

3.   Урок повторения пройденного материала: актуализация знаний; творческие лаборатории (работа по парам или группам; поиск информации на компакт-диске или в Интернете); рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор); подведение итогов.

Для проведения такого рода уроков требуются учащиеся с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащих­ся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глу­боком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В про­цессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают значимость знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию мультимедийных форм обучения.

Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения(мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.

Подводя итоги, необходимо остановиться на основных проблемах использования мультимедиа в системе школьного обучения:

— при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;

— не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспектыобучения. Введение графики, видео-изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;

— неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиав образовании вследствие низкой мультимедиа-грамотности (умение осуществлятьобоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей,знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения длясборки мультимедиа-модулей);

— отторжение имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по при­чинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;

— использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа.

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать про­блему, задачу, мысль и др.

В настоящее время в школах формируются условия для решения большинства из выше перечисленных проблем. Суть новых информационных технологий —обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам.

Литература

   [1]  Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 22—28.

   [2]  Сергиенко П.И. К вопросу об использовании гипертекста в энциклопедическом и инфор­мационно-развлекательном электронных изданиях // Вестник Московского Университета.Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2008. — № 4. — С. 166—172.

   [3]  Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2000.