Использования ИКТ на уроках русского языка
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению русскому языку. Объемы информации растут, и часто традиционные способы ее передачи, хранения и обработки оказываются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средствав разработку и внедрение новых информационных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка в средней школе прежде всего позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.
Проводимые психолого-педагогические исследования, среди которых можно выделить работы Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, В.В. Рубцова,Б.К. Тихомирова, говорят о большом потенциале использования методики обучения, основанной на применении ИКТ. Применение данной методики обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, адаптацию к способностям, интересам и возможностям обучаемых, развивает их творческую деятельность и самостоятельность, открывает доступ к новым источникам знаний и информации. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ передтрадиционными методами обучения. Они позволяют развивать различные виды речевой деятельности и использовать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Действительно, использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делая урок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам — фото, плакатам, видеофрагментам, анимациям и т.п. Однако для эффективного внедрения данноговида обучения в систему предметного среднего образования необходимо соблюдение ряда педагогических и психологических условий.
В настоящее время меняется принцип отображения информации, представленной в виде текста. Экранно-компьютерное представление учебной информации формирует особый тип мышления. Информационно-коммуникационныетехнологии дают возможность оперативного реагирования на быстроизменяющийся мир, что немаловажно при изучении русского языка, в частности его лексики.
Рассмотрим вопрос о функциональных возможностях электронного текста. Несомненно, возможности такого текста шире возможностей текста, хранимого на бумажном носителе. Назовем преимущества электронного носителя информации:
— возможность компактного хранения большого количества информации;
— быстрого тиражирования и распространения учебной информации;
— членения текста и его корректировки;
— использования текста несколькими независимыми пользователями;
— дополнения текста другими семиотическими системами, такими как звук и изображение.
Урок, построенный с использованием информационных технологий, позволяет реализовывать принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Как показывает практический опыт, даже те учащиеся, которые на традиционном уроке чувствуют себя неуверенно или с неохотой выполняют задания, в компьютерномклассе с удовольствием выполняют работу. Роль учителя здесь больше тьюторская, чем контролирующая, поэтому ученик и учитель представляют не две противоположные стороны, а работают вместе, продвигаясь к достижению общей цели. Также можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображениена мониторе позволяет ассоциировать фразу непосредственно с действием.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
— «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач);
— основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
— монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) .
Использование средств мультимедиа в структуре современного урока в средней школе должно быть методически обоснованным и целеустремленным. Безусловно, каждый учитель самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с данной образовательной технологией.
Но и здесь мы можем выделить некоторые общие правила:
— компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (контролирующие, тестирующие программы);
— компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошиерекомендации. В Интернете постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов, отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Учитель сам принимает решение применять или нет обучающие программы и какие именно применять;
— компьютер применяется для демонстрации учебного материала.
В соответствии с целесообразностью формируются подходы к организации мультимедийного урока:
— применение одного компьютера в классе. Как правило, он используется для демонстрации визуальных материалов при объяснении и закреплении нового материала. В комплексе с компьютером используется проекционное оборудование, а также интерактивная доска;
— работа в компьютерном классе. Такая форма организации урока применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время знания большого количества учеников контролируются учителем. Наличие оборудования позволяет эффективно применять такие формы контроля знаний, как тестирование (при использовании программ MSWORD, Excel, PowerPoint), проверка знаний в режиме реального времени (такая форма работы организуется при помощи коммуникационных программ ICQ, Skype). Также возможна работа в чате и на учебном форуме.
После определения подхода к организации урока необходимо соотнести цели и формы работы с соответствующим этапом урока.
На уроках русского языка компьютер может применяться на разных этапах урока и учебного процесса в целом:
— на этапе объяснения нового материала;
— первоначального закрепления материала;
— контроля и проверки знаний.
В системе обучения компьютер выполняет следующие функции:
— технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);
— дидактические (компьютер как тренажер, репетитор, ассистент, устройство, моделирующее определенные ситуации);
— оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся;
— корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования.
Использование новых информационных технологий на различных уроках имеет преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
— повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
— осуществляется дифференцированный подход;
— за один и тот же промежуток времени выполняется бо2льший объем работы;
— облегчается процесс контроля и оценки знаний;
— развиваются навыки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Формы и цели использования компьютера на различных этапах обучения представлены в таблице.
Таблица
Вид урока |
Цель применения |
Образовательный |
Форма |
Урок контроля |
Для автоматизации |
Контролирующие |
Компьютерный класс, |
Урок объяснения |
Для обучения, |
Обучающие программы |
Компьютерный класс |
Для демонстрации |
Готовые программные средства: лекции, |
Один компьютер |
|
На внеклассных |
Для демонстрации |
Мультимедийные средства |
Один компьютер |
|
Для развития |
Компьютерные версии |
Компьютерный класс |
В зависимости от типа урока возможны следующие варианты построения учителем своей работы.
1. Урок объяснения нового материала: актуализация знаний; объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск); первоначальное закрепление; подведение итогов.
2. Урок контроля и проверки знаний: творческая работа (индивидуально илипо группам — написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы —анализ источников, документов — 20—25 мин.); компьютерное тестирование (используется компьютерный класс, — 10 мин.); подведение итогов.
В том случае, если класс большой, его делят на подгруппы и схемы урока такова:
первая группа: творческая работа; вторая группа — тестирование (15 мин.),
вторая группа: творческая работа; первая группа — тестирование (15 мин.),
подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик), 10 мин.
3. Урок повторения пройденного материала: актуализация знаний; творческие лаборатории (работа по парам или группам; поиск информации на компакт-диске или в Интернете); рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор); подведение итогов.
Для проведения такого рода уроков требуются учащиеся с хорошей подготовкой в области информационных технологий.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают значимость знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию мультимедийных форм обучения.
Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения(мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
Подводя итоги, необходимо остановиться на основных проблемах использования мультимедиа в системе школьного обучения:
— при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;
— не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспектыобучения. Введение графики, видео-изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
— неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиав образовании вследствие низкой мультимедиа-грамотности (умение осуществлятьобоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей,знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения длясборки мультимедиа-модулей);
— отторжение имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;
— использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа.
Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.
В настоящее время в школах формируются условия для решения большинства из выше перечисленных проблем. Суть новых информационных технологий —обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам.
Литература
[1] Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 22—28.
[2] Сергиенко П.И. К вопросу об использовании гипертекста в энциклопедическом и информационно-развлекательном электронных изданиях // Вестник Московского Университета.Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2008. — № 4. — С. 166—172.
[3] Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2000.