Урок-практикум по русскому языку в 11 классе
Комплексная работа по тексту упражнения
из учебника при подготовке к ЕГЭ
(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», авторов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой).
Тетерина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ №134 им. С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Место урокав учебном процессе:
завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»
Цель уроков: научить применять полученные знания и умения
по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.
Задачи уроков:
Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.
Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви к святыням родного отечества и гордости за него.
Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.
Форма:урок-практикум
Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).
Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.
Урок сопровождается показом презентации
Предварительное домашнее задание:
1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)
2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения
3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178
4. Письменно:
а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.
б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:
1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.
2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.
Какое настроение они создают?
Урок 1
1. Объявление темы урока.
2.Цель для обучающихся:
Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.
3. Формирование мотивации
Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его. (Слушаем рассказы ребят).
.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)
4. Работа по упражнению 303
1) Проверка домашнего задания:
А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта
Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)
Б) В это время проверяем второе задание:
Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.
Возможно:
1 вариант.
Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)
2 вариант.
Красно-чёрная, скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней, висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий, никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом, чёрный, холодные, грозящей и др.)
Вопрос по каждой группе слов:
Какое настроение они создают?
3)Проверяем словарный диктант – слайд14
4).Беседа по тексту:
- Какова тема I, II, IIIчастей текста?
- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?
- Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.
Примерные ответы:
Различия между частями текста
Различиястилистические:
1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются термины, документы, официальные данные, определения понятий.
2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон
Различиялексические:
1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.
2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.
Различия синтаксические:
1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.
2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.
Различия композиционные:
1 научный стиль: повествование с элементами описания,
параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.
2 художественный стиль: описание, повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.
(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)
5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.
С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.
Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.
Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.
Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.
Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)
6.Задания части В
В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).
В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.
В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.
В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.
В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.
В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.
В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением
В8 Вставить пропущенные термины:
Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)
Ответы:
В 1 – приставочный В 5 – 6, 8, 10
В 2 – дабы В 6 – 3
В 3 – раздался однажды В 7 – 8
В 4 – 7 В 8 – 3, 7, 5, 6
Урок 2 (продолжение работы)
1. Ещё раз прочитаем текст.
2. Беседа:
1).Кто автор текста?
2). Какая главная мысль заключается в каждой части?
( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.
2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.
3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни)
3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?
Варианты:
Роль Храма в жизни русского народа
Может ли храм стоять вечно?
Почему храм стал центром земли русской?
4). Какова позиция авторов П. Проскурина и П.Паламарчука?
(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.
П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)
Все ответы проверяем по презентации (слайды -24,25)
3. Письменная работа. Ответить на вопрос:
Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?
Ответы учеников:
1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.
2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.
3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу
4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.
5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)
4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.
Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)
1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.
2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба.
3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.
4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.
5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столб И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики,
Луковки да купола…
5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:
Вот отнимите у людей храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.
С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.
Урок - практикум по русскому языку в 11 классе
Комплексная работа по тексту упражнения из учебника при подготовке к ЕГЭ.
(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», авторов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой).
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ №134 им. С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тетерина Людмила Николаевна
Место урокав учебном процессе:
завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»
Цель уроков: научить применять полученные знания и умения
по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.
Задачи уроков:
Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.
Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви к святыням родного отечества и гордости за него.
Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.
Форма:урок-практикум
Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).
Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.
Урок сопровождается показом презентации
Предварительное домашнее задание:
1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)
2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения
3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178
4. Письменно:
а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.
б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:
1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.
2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.
Какое настроение они создают?
Урок 1
1. Объявление темы урока.
2.Цель для обучающихся:
Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.
3. Формирование мотивации
Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его. (Слушаем рассказы ребят).
.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)
4. Работа по упражнению 303
1) Проверка домашнего задания:
А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта
Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)
Б) В это время проверяем второе задание:
Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.
Возможно:
1 вариант.
Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)
2 вариант.
Красно-чёрная, скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней, висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий, никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом, чёрный, холодные, грозящей и др.)
Вопрос по каждой группе слов:
Какое настроение они создают?
3)Проверяем словарный диктант – слайд14
4).Беседа по тексту:
- Какова тема I, II, IIIчастей текста?
- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?
- Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.
Примерные ответы:
Различия между частями текста
Различиястилистические:
1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются термины, документы, официальные данные, определения понятий.
2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон
Различиялексические:
1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.
2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.
Различия синтаксические:
1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.
2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.
Различия композиционные:
1 научный стиль: повествование с элементами описания,
параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.
2 художественный стиль: описание, повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.
(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)
5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.
С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.
Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.
Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.
Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.
Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)
6.Задания части В
В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).
В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.
В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.
В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.
В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.
В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.
В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением
В8 Вставить пропущенные термины:
Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)
Ответы:
В 1 – приставочный В 5 – 6, 8, 10
В 2 – дабы В 6 – 3
В 3 – раздался однажды В 7 – 8
В 4 – 7 В 8 – 3, 7, 5, 6
Урок 2 (продолжение работы)
1. Ещё раз прочитаем текст.
2. Беседа:
1).Кто автор текста?
2). Какая главная мысль заключается в каждой части?
( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.
2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.
3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни)
3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?
Варианты:
Роль Храма в жизни русского народа
Может ли храм стоять вечно?
Почему храм стал центром земли русской?
4). Какова позиция авторов П. Проскурина и П.Паламарчука?
(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.
П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)
Все ответы проверяем по презентации (слайды -24,25)
3. Письменная работа. Ответить на вопрос:
Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?
Ответы учеников:
1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.
2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.
3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу
4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.
5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)
4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.
Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)
1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.
2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба.
3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.
4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.
5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столб И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики,
Луковки да купола…
5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:
Вот отнимите у людей храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.
С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.
Урок - практикум по русскому языку в 11 классе
Комплексная работа по тексту упражнения из учебника при подготовке к ЕГЭ.
(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», авторов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой).
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ №134 им. С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тетерина Людмила Николаевна
Место урокав учебном процессе:
завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»
Цель уроков: научить применять полученные знания и умения
по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.
Задачи уроков:
Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.
Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви к святыням родного отечества и гордости за него.
Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.
Форма:урок-практикум
Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).
Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.
Урок сопровождается показом презентации
Предварительное домашнее задание:
1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)
2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения
3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178
4. Письменно:
а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.
б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:
1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.
2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.
Какое настроение они создают?
Урок 1
1. Объявление темы урока.
2.Цель для обучающихся:
Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.
3. Формирование мотивации
Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его. (Слушаем рассказы ребят).
.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)
4. Работа по упражнению 303
1) Проверка домашнего задания:
А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта
Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)
Б) В это время проверяем второе задание:
Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.
Возможно:
1 вариант.
Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)
2 вариант.
Красно-чёрная, скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней, висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий, никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом, чёрный, холодные, грозящей и др.)
Вопрос по каждой группе слов:
Какое настроение они создают?
3)Проверяем словарный диктант – слайд14
4).Беседа по тексту:
- Какова тема I, II, IIIчастей текста?
- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?
- Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.
Примерные ответы:
Различия между частями текста
Различиястилистические:
1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются термины, документы, официальные данные, определения понятий.
2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон
Различиялексические:
1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.
2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.
Различия синтаксические:
1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.
2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.
Различия композиционные:
1 научный стиль: повествование с элементами описания,
параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.
2 художественный стиль: описание, повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.
(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)
5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.
С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.
Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.
Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.
Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.
Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)
6.Задания части В
В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).
В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.
В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.
В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.
В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.
В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.
В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением
В8 Вставить пропущенные термины:
Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)
Ответы:
В 1 – приставочный В 5 – 6, 8, 10
В 2 – дабы В 6 – 3
В 3 – раздался однажды В 7 – 8
В 4 – 7 В 8 – 3, 7, 5, 6
Урок 2 (продолжение работы)
1. Ещё раз прочитаем текст.
2. Беседа:
1).Кто автор текста?
2). Какая главная мысль заключается в каждой части?
( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.
2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.
3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни)
3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?
Варианты:
Роль Храма в жизни русского народа
Может ли храм стоять вечно?
Почему храм стал центром земли русской?
4). Какова позиция авторов П. Проскурина и П.Паламарчука?
(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.
П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)
Все ответы проверяем по презентации (слайды -24,25)
3. Письменная работа. Ответить на вопрос:
Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?
Ответы учеников:
1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.
2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.
3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу
4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.
5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)
4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.
Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)
1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.
2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия лет началась реставрация храма. В 2004 году в храме была проведена первая служба.
3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.
4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.
5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столб И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики,
Луковки да купола…
5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:
Вот отнимите у людей храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.
С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.