Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие по русскому языку по подготовке к ГИА

(5 класса)

 

Баева Виолетта Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой
Колпинского района Санкт- Петербурга

 

Пояснительная записка

     Сегодня основной задачей учителя-словесника является подготовить учащихся к ГИА и ЕГЭ. Начинать эту работу, на мой взгляд, нужно уже с 5 класса. Поэтому в качестве итоговой работы по русскому языку в конце учебного года вместо традиционного контрольного диктанта с грамматическим заданием предлагаю работу по предложенному тексту в виде теста. Работа построена так, что учащиеся выполняют задания по следующим разделам русского языка: текстоведение, фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.

 

 

1       вариант

Прочитайте текст и выполните задание           

        (1)В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография. (2) Основал ее в Москве Иван Федоров вместе со своим другом и советчиком Петром Мстиславцевым. (3) Иван Федоров был на все руки мастер. (4) Он слыл замечательным рассказчиком, переводчиком. (5) И в книгах хорошо разбирался, и разные ремесла знал. (6) Был столяром, чеканщиком, литейщиком, копировальщиком, резчиком, переплетчиком, резальщиком. (7) Первые книги печатались долго, но они были очень большими и красочными. (8) Заказчиком книг являлась, прежде всего, церковь.   

      (9) Сегодня книги печатаются на новейшем оборудовании. (10)Современные машины  нельзя сравнить с первопечатным станком, но основы книгопечатания сохранились. (11)Книги есть и будут важной частью духовной жизни народа. (12) Книга – разумный советчик человека. (13) Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

 

А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

 

1)                 Первая типография появилась в 16 веке.

2)                 Иван Федоров был на все руки мастер.

3)                 Основы книгопечатания не сохранились.

4)                 Книги – важная часть духовной жизни народа.

А2. Определите тип речи текста.

1)                 повествование

2)                 описание

3)                 рассуждение

4)                 повествование с элементами рассуждения.

А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ОСНОВАЛ ( предложение 2).

1)                 положить начало чему-нибудь, учредить.

2)                 сделать, осуществить на какой-нибудь основе.

3)                 предложить что-то.

4)                 выполнить какое-нибудь поручение

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

 

1)                 В слове МОРЯ все согласные звуки звонкие

2)                 В слове ЦЕРКОВЬ все согласные звуки глухие

3)                 В слове ЗНАНИЯ совпадает количество букв и звуков

4)                 В слове ЕЕ звуков больше, чем букв

А5. Укажите слово  с чередующейся гласной в корне.

1)                 Печатались

2)                 Замечательный

3)                 Разбирался

4)                 Ремесла

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется звонкая согласная, если после нее стоит гласная или звонкая согласная буква.

1)        Рассказчик

2)        Сравнить

3)        Разбирался

4)        Сохранились

 

В1. Замените слово СЛЫЛ ( предложение 4) нейтральным синонимом. Напишите это слово

В2. Из предложения 2 выпишите местоимение.

В3. Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

В5. Среди предложений 5-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

В7. Среди предложений 9-13 найдите сложносочиненное предложение. Напишите его номер.

 

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)               Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги?(2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

(2)               Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже. (4) Сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие телевизионные передачи.(5) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (6) Но я говорю: смотрите с выбором. (7) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (8) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (9) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (10) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (11) Может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?(12) Не забывайте одну вещь. (13) Книга – наш друг и советчик.

А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1.                  Читать нужно с величайшим выбором.

2.                  Без книг можно жить.

3.                  Смотреть передачи по телевизору нужно с выбором.

4.                  Телевизор отвлекает от забот.

А2. Определите тип речи текста.

1.                  Повествование

2.                  Описание

3.                  Рассуждение

4.                  Повествование с элементами рассуждения

А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ДИКТУЕТ (предложение 2)

1.                  Медленно произносить что-то, чтобы слушающий записывал. 

2.                  Предлагать для беспрекословного выполнения.

3.                  Внушать, подсказывать.

4.                  Заставлять что-либо выполнить.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1.                  В слове ВРЕМЯ все согласные звуки звонкие.

2.                  В слове ВЕЩЬ количество букв и звуков совпадает.

3.                  В слове СВОЕ букв меньше, чем звуков

4.                  В слове НЕЛЬЗЯ все согласные звуки мягкие.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1.                  Человечество

2.                  Выбирать

3.                  Величайший

4.                  Отвлекитесь

А6. Укажите слово, которое является союзом.

1.                  Наш

2.                  Чтобы

3.                  Это

4.                  Всего

 

В1. Замените слово СООБРАЗУЯСЬ (предложение 9) нейтральным синонимом.

В2. Из предложения 13 выпишите местоимение.

В3. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное сложением.

В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

В5. Среди  предложений 10-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

В7. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите его номер.