РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Учитель: Матвеева Людмила Васильевна
В современном мире учитель – одна из самых сложных и социально ответственных профессий .
Учитель помогает ребенку проживать многие ситуации реальной жизни , найти
себя , понять окружающий мир , раскрыть способности и таланты , попытаться
овладеть способами активной и сознательной жизни . Это очень трудные задачи ,
особенно , сегодня , когда так много неполных семей , когда дети больше увле –
чены компьютером и телевизором , а не книгами .
Не только во внеурочной воспитательной работе мы , учителя , можем решить
эти вопросы , но и на самом уроке пытаемся создавать такие ситуации , которые
в значительной степени определяют развитие ребенка как социально направлен-
ной личности , его творческой индивидуальности .
Хочется , чтобы на уроке ребенок чувствовал себя уверенно , проявлял
инициативу в процессе обучения .Я постоянно ищу новые средства для реали –
зации творческих способностей ученика и пытаюсь создавать ситуацию успеха
в общении с ребенком . Это плодотворно влияет на творческое и социальное
развитие школьников .
Основными формами обучения на моих уроках являются групповые и
идивидуальные . В ситуации группового обучения каждый ребенок учится це –
нить не только свои собственные успехи ( что для него всегда важнее ) но и ус-
пехи другого . Моя задача не только в том , чтобы дать необходимые знания ,
но и в том чтобы обеспечить условия для развития и совершенствования позна –
вательных процессов у детей .
Как я пытаюсь реализовывать свои намерения ?
Процесс обеспечения условий для проявления творческих способностей начина-
ется уже в начальной школе . Моя задача продолжить эту работу в средней , а
затем в старшей школе , чтобы у детей не пропал интерес к моему предмету , а
может быть , даже вырос .
Например ,на уроке в пятом классе по теме «Словообразование» дети должны
научиться видеть состав слова , находить однокоренные слова , уметь составлять цепочку слов , моделировать словообразовательные схемы . Это сложная задача ,
без элементов игры здесь не обойтись .
На уроке работаем с иллюстрацией «Дерево однокоренных слов» .Дети получают
задание найти зависимость между однокоренными словами .Составляем слово-
образовательные цепочки в виде паровозика .Определяем значение морфем , сос-
тавляя словарь значений суффиксов и приставок .Выясняем , что все морфемы
значимы , закрепляем материал , составляя предложение с образованными слова-
ми а дома рисуем дерево однокоренных слов с разными морфемами.Такая рабо-
та привлекает внимание к слову , развивает речь , повышает желание участвовать
в процессе обучения.
На уроке литературы часто используем приемы , которые позволяют
развивать творческие способности детей .Учащимся нравится творить вслед за
автором , им нужно только в этом помочь .
В пятом классе при изучении произведений Эдварда Лира , Даниила
Хармса и Льюиса Кэррола дети знакомятся с приемами комического и исполь-
зуют эти знания в творческих работах. Вот один из фрагментов урока .
На предыдущем уроке дети узнали что такое ирония , юмор , сатира , а на при-
мере литературного материала составляется с приемами комического . Я объ-
ясняю , что комическое строится на отклонении от нормы и в основе любого
юмористического рассказа лежит или комический образ , или комический ге-
рой .
Далее дети отвечают на вопросы :
- При помощи каких языковых средств создаются комические образы ?
- Определите приемы комического , которым пользуется автор при создании
текста, объясните выбор .
- Читаем текст , подготовленный к уроку ( отрывок из произведений Кэрролла
и Хармса ) .
- Над чем смеемся в этих текстах ?
- Какой текст кажется смешнее ? Почему ?
- Где встречается просто преувеличение , где оно доводится до абсурда ( Уточняем , что произведения Хармса называются литературой абсурда .
После анализа текста дается понятие анекдота .
- Анекдот – краткий устный рассказ на злободневную тему с остроумной концов-
кой . (По заранее подготовленному тексту проводится анализ ).
Даю домашнее задание : придумать анекдот , закончив фразу .
1. Пришла учительница к директору и говорит …
2. Проснулся Петя утром и видит …
3. – Товарищи родители ! – говорит классный руководитель на собрании , и
вдруг …
Такие уроки помогают видеть и чувствовать слово .
От восприятия к созданию нового – эта методика помогает развивать речь уче-
ников , чувствовать смешное ,легче переносить трудности в жизни .
Предлагаю ряд упражнений по развитию языковой способности учащихся ,
что помогает ученикам увидеть красоту русского слова , его нравственную
силу , почувствовать себя творческой личностью . Это особенно актуально в
современных условиях потери нравственных ориентиров и стандартизации
общества .
1. Прослушайте «Времена года» П.И.Чайковского .
Напишите сочинение – миниатюру об осени по впечатлениям от услышан-
ного .
2. Прослушайте «Вальс снежных хлопьев» П.И,Чайковского из балета «Щел-
кунчик» . Создайте словесную картину падающего снега .
3. Изобразите в рисунках пословицы и фразеологизмы в прямом и переносном
значении : воды в рот набрал , столкнулся нос к носу , любишь кататься , люби
и саночки возить .
4. С помощью пантомимы передайте смысл следующих пословиц :
волков бояться – в лес не ходить , без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
5. Попробуйте написать шуточную миниатюру о настроении человека ,
о явлении природы , используя слова в переносном значении .
На уроках русского языка в средней школе можно использовать комплексный
анализ текста . Но работать не индивидуально каждому , а в группах , что поз-
воляет более слабым ученикам чувствовать себя увереннее , успешнее .
Дан текст А.Федосеева
«Лес вечен.Он , словно сказочная птица , возрождается , но для этого ему нуж-
но 100 - 150 лет – таков возраст «спелого» леса .
Свалить вековую сосну – дело нехитрое .А за деревьями – лес .Лес – это климат,
источник здоровья. Лес – это отдых . Грибы , ягоды , орехи – словом , самые
различные дары получаемые от леса . Лес – наш добрый зеленый друг – должен
быть заботой каждого взрослого , каждого школьника.»
Задание группам :
1. Анализ отрывка с точки зрения стиля , доказать , что это текст , определить
тему , идею . Определить вид связи между предложениями.
2. «Орфографический» взгляд на текст.
3. «Пунктуационный» взгляд на текст .
Мне всегда интересна на уроке ситуация исследования , я думаю , что именно
в ней ребята могут открыть мир художественного слова для себя и для своих
друзей , а также попробовать свои способности в творчестве .
Элемент урока по русскому языку по теме «Имя прилагательное».
Для анализа взяла стихотворение З.Гиппиус «Все кругом».
Страшное ,грубое,липкое,грязное ,
Жестко тупое , всегда безобразное ,
Медленно рвущее , мелко-нечестное ,
Скользкое ,стыдное ,низкое , тесное ,
Явно-довольное, тайно-блудливое ,
Плоско-смешное и тошно-трусливое ,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное ,
Рабское, хамское,гнойное, черное,
Изредка серое , в сером упорное,
Вечно лежачее ,дьявольски косное ,
Глупое , сохлое , сонное ,злостное ,
Трупно-холодное , жалко ничтожное,
Непереносное ,ложное ,ложное !
Но жалоб не надо ; что радости в плаче?
Мы знаем , мы знаем : все будет иначе .
Чтение учителем стихотворения без двух последних строк .Выясняю перво-
начальные чувства и ощущения .
- Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение ? ( отвращение , отчая-
нье , безнадежность …)
- Запомнились ли какие-нибудь особенные прилагательные ?
Почему именно эти ?
- Только ли сильные прилагательные влияют на наше восприятие ? ( Нет ,
влияет огромное количество прил. с отрицательным значением ) .
Почему ? (они нагнетают атмосферу отчаяния )
- Значит, все прилагательные можно назвать синонимами .
Читаю текст еще раз .
- Прилагательные можно разделить на группы . Какие ?
- Каким может быть человек , который написал эти строки ? ( неравнодушным …)
Теперь я почитаю последние строки .
Что меняется ?
Какая часть речи исчезает ?
Что появляется ?
С глаголами в стихотворение приходит динамика движения.
Именно прилагательные создают ощущение застывшей неподвижности . ( Теперь
можно заняться грамматикой ).
Дом. задание : попробуйте описать свое восприятие «всего кругом» .
Этот пример , на мой взгляд , показывает , как урок может удовлетворять стрем-
ление ребенка к творчеству , желание выразить и раскрыть свою личность .
Путей решения задачи много, может быть, мои размышления помогут учителю.