Написание сочинений на уроках русского языка
Белецкая Ольга Андреевна,
ГБОУ школа-интернат № 16
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Поэтому следует научить учащихся излагать свои мысли, чувства, впечатления грамотно (устные и письменные сочинения); чётко соблюдать этапность, последовательность, систематичность в передаче содержания прочитанного (писать изложения).ГБОУ школа-интернат № 16
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В I классе должны преобладать устные упражнения по развитию связной речи: пересказы, ответы на вопросы по содержанию прочитанных текстов, устные рассказы по вопросам, рассказы по аналогии с анализируемыми текстами и др. Затем следуют письменные ответы на вопросы, изложения по вопросам, запись некоторых предложений из устных сочинений учащихся под руководством учителя. Остановлюсь на сочинениях — самая трудная работа.
Первые сочинения у учащихся I класса невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Важно, чтобы сочинения проводились в определённой системе, чтобы от сочинения к сочинению возрастали трудности, росла самостоятельность учащихся. В I классе начинаем писать сочинения такого вида:
1. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их с доски. Рядом с планом на доске слова для составления ответов. Объявляется слово: сочинение.
- Сегодня мы должны составить рассказ и записать его. Такая работа называется сочинением.
а) Запись первого сочинения идёт по предложениям. Вначале первое предложение обсуждается, в лучшем варианте записывается на доске учителем. Затем следует орфографический разбор записанного, предупреждение ошибок, затем учащиеся записывают это предложение в тетради. Записанное сверяется с доской. Так под руководством учителя учащиеся записывают весь текст, предложение за предложением. После записи последнего предложения предлагаю прочесть записанное вслух 2 учащимся. Из ответов на вопросы мы получили связный рассказ. Учащиеся подсчитывают, сколько предложений в рассказе, проверяют, везде ли в конце предложений поставлены точки, все ли предложения начаты с большой буквы.
б) Работа над следующим сочинением несколько усложняется. Учащиеся коллективно составляют текст сочинения, пользуясь вопросами плана и словами для справок, записанными на доске. Записываю весь текст на доске. Теперь учащиеся списывают с доски текст не по предложениям, а в целом, после разбора со стороны орфографии. Проверка проводится после записи всего текста.
2. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их под руководством учителя.
а) Прочесть первый вопрос плана и ответить на него одним предложением, пользуясь словами вопроса и добавляя свои слова. Рядом с вопросом записываю 1-2 слова, которые добавили учащиеся. Такая работа проводится по каждому вопросу плана. Закончив составление последнего ответа, учащиеся ещё раз отвечают на все вопросы плана, но вопросы читают про себя. Получается связный рассказ. Редактируя ответы на вопросы, провожу работу над синонимами, орфографическую работу. Рассказ на доске уже не пишется. Записываем по предложениям под руководством учителя. Проверяется записанное. В заключении предлагаю прочесть записанное вслух и подвожу учащихся к мысли, что они составили и записали сочинение: в нём мысли изложены по порядку, обо всём сказано ясно и точно.
б) Количество предложений соответствует количеству вопросов плана. Однако 1-2 вопроса формулируются так, что учащиеся сами должны подбирать слова и определять их место в предложении. Например, на тему:
«Как мы дежурили»
- С кем ты дежурил?
- Когда вы пришли в школу в этот день?
- Что вы делали?
- Чем вы были заняты на переменах?
Я дежурил с Лерой. Мы пришли в этот день в школу раньше всех. Лера полила цветы, протёрла окна. Я проветрил класс, приготовил мел .
По ходу коллективной работы помогаю детям подбирать слова, записываю их рядом с вопросами на доске и предупреждаю ошибки в написании трудных слов. В IV четверти план даётся такой, чтобы учащиеся на один вопрос написали 1-2 предложения, но чтобы между этими предложениями была тесная связь смысловая. Трудные слова даются для написания.
3. Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя. Сочинения проводятся в конце года (апрель, май). Обязательна работа над ошибками, допущенными в сочинении, сразу же: на следующий день. Для проведения сочинений в I классе не требуется специального урока. Сочинения являются составной частью урока русского языка. Сочинения по сюжетным картинкам в I классе – составляются лишь устные рассказы.
II класс. Необходимо постепенно увеличивать число письменных работ: воспроизведение текстов по памяти, написание изложений по готовому плану, изложений и сочинений по коллективно составленному плану.
1) Составлять сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно записывать небольшие рассказы об играх, учёбе, работе дома, прогулках и т.д.
2) Составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений.
3) Составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, мультфильмам.
4) Правильно строить простые предложения, различные по интонации. С III четверти в сочинения включаются элементы описания, но к этому учащихся тоже нужно готовить. Для этого на уроках чтения обращать внимание на описание предметов. Например, рассказ Веры Чаплиной « Лесная кормушка»: описание, как Слава смастерил кормушку, зимнего леса. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Необходимо учащимся указать на это и помочь подобрать нужные слова. Во II классе к сочинениям на основе личного жизненного опыта добавляются сочинения по наблюдениям за природой и трудом людей. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 учащихся их повторяют, и только после этого учащиеся пишут. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Одним из видов творческой работы является составление рассказа по его началу или концу:
Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.
Мне подарили совсем маленького щенка. Он был…
В день моего рождения в нашем доме всегда очень весело. Сегодня мне исполнилось восемь лет...
Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте рассказ.
Кончилась золотая пора. Жаль! Скоро в школу. Дома я буду вспоминать чудесное лето.
Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли они домой.
Использую на уроках русского языка сочинения-миниатюры - это самостоятельные упражнения творческого характера на заданную тему. Для их написания отвожу 10-15 минут. Можно прилагать опорные слова или задания, например, употреблять в тексте слова на ту или иную часть речи.
III класс. Следует научить учащихся:
- Писать небольшие рассказы с элементами повествования, описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях и т.д.
- Писать рассказы о случаях из своей жизни.
- Писать сочинения по фильму или по отдельным эпизодам из фильма.
- Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений.
- Правильно строить предложения различных типов, отбирать слова и употреблять их в речи.
Это новый вид работы над сочинением. Работа идёт так же по составлению плана. В заключение спрашивается: - О чём бы вы хотели написать в конце сочинения? Мотивирую введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогаю учащимся дать оценку тому, о чём говорится в сочинении, включаю рассуждение в план сочинения.
Подбираю словарные слова по темам и даю их учащимся для написания сочинений творческого характера. Например, слова : путешествие, телефон, автомобиль, вокзал, дорога, шофёр, билет, багаж, пассажир, тепловоз, электровоз, адрес, фамилия, самолёт.
Задание для учащихся: вспомните, как вы летом ездили с родителями или знакомыми в отпуск. Используя данные слова, напишите рассказ:
Летом мы собрались в путешествие. И вот настал день поездки. По телефону мы вызвали автомобиль и поехали на вокзал. По дороге шофёр нам рассказывал интересные истории.
На вокзале родители купили билеты, сдали багаж и стали ждать поезд. Скоро объявили, что пассажиров просят пройти на перрон. Подходил наш поезд. Мы нашли свой вагон, сели и поехали. Сначала наши вагоны тянул тепловоз, а потом его сменил электровоз. В Евпатории мы зашли в квартирное бюро, где нам дали адрес и фамилию человека, у которого мы будем жить.
Хорошо у моря! Купайся, загорай! Обратно мы летели на самолёте.
Сочинения-миниатюры могут быть на различные темы:
Моя любимая сказка.
Моя любимая игрушка.
Моя любимая одежда.
Мой любимый урок.
Поздняя осень.
Деревья осенью.
Если бы я был волшебником.
Хмурый осенний день.
Как я помогаю маме. И т.д.
Моя любимая одежда -- тренировочный костюм. В нём я чувствую себя удобно. Он позволяет мне двигаться свободно.
Я люблю своё летнее платье. Оно голубое, а на нём пёстрые букеты цветов. Есть поясок, карманчики. Когда я в нём кружусь, оно поднимается, как солнышко.
Мой любимый урок -- рисование. Я очень люблю рисовать. В рисунках я стараюсь выразить то, что хочу сказать словами. Не всегда всё это мне удаётся точно передать. Научиться рисовать правильно, красиво мне помогает мой любимый урок.
Поздняя осень. Тучи закрыли солнце. Стоят хмурые ненастные дни. Часто льёт холодный дождь. Сады, поля и леса стали грустными. В тёплые норки забились зверьки. Смолкли птицы.
В программе III класса указан такой вид работы, как описание предмета или явления природы по вопросам учителя. При изучении темы « Домашние и дикие животные» учащиеся делают описание животных по картинкам или чучелам. Устное описание проводится по вопросам учителя, а письменное учащиеся делают самостоятельно на основании устной беседы. Можно давать такие задания: напиши ответы на вопросы:
- Какое животное на земле самое крупное? Опиши его.
- Какое животное называют кораблём пустыни? Опиши его.
Волк -- хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая. Зубы острые. Зимой и летом волк ищет добычу.
Лиса -- хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, птиц. Лиса питается лесными мышами. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. Зимой у неё красивая шерсть. Лисий мех тёплый, прочный. Зимой лиса ночует прямо под кустом. Она не устраивает себе норы. Летом лиса худая. Шерсть на ней висит клочьями.
У нас есть корова Красуля. Её так зовут потому, что у нее шерсть красная. Она породистая корова, даёт много молока. Молоко хорошее. Морда у Красули длинная, и она всегда жуёт жвачку. Глаза у неё большие и добрые. На голове есть острые рога. Но она не бодается, она меня знает, я ей хлеба даю. Хвост у Красули гладкий. Наша Красуля всегда чистая. Мама её моет и чистит. Она больше всего маму любит. Увидит её и тихонько мычит: « Му-му!»
Нашу кошку зовут Мурка, а я её зову Мурочка, потому что она очень красивая и ласковая. Головка у неё круглая. Ушки торчат. Глаза у неё зелёные. Усы и брови у неё длинные, шёрстка пушистая, серенькая. На лапках у Мурки подушечки, когти у неё очень острые. Она ходит тихо-тихо, а царапается очень больно. Больше всего она любит есть сырое мясо и молоко. Мама даёт ей мяса, она урчит, сердится. Мурка -- весёлая игрунья. Везде прыгает и всё ловит.
Особый интерес у ребят вызывает работа с загадками. Их можно использовать и при подготовке к сочинениям. Например, к сочинениям по картине, где основным является описание леса, деревьев:
Угадай, как звать наш дом? Всё расскажем мы о нём: он окрашен в белый цвет, и на ветках шишек нет, а кудрявятся на нём листья мелкие кругом. ( Берёза)
Готовя детей к сочинению о зиме, можно предложить для отгадывания и анализа загадки:
В шубу снежную одета, хотя люблю мороз сама, потому что я …..
( Зима) и др.
Очень понравилось учащимся самим придумывать, составлять загадки. Надо только на уроках или внеклассных занятиях объяснять, как составляются загадки. Обычно в загадках один предмет сравнивается с другим, похожим на него по цвету, форме, движению и т.д. Подбираются слова, которые более точно характеризовали бы описываемый предмет. Вот некоторые из загадок, которые придумали учащиеся:
Есть на свете белый дом,
круглый год холодный он.
Вы храните в нём продукты:
молоко, творог и фрукты.
(Холодильник)
В руках у Тани зима в стакане.
(Мороженое)
Можно написать целое сочинение-загадку. Конечно же, сначала учителю необходимо дать образец учащимся.
Кто это? Этот зверёк -- трусишка. Когда он услышит шорох, сразу прячется или убегает. За ним можно наблюдать, если скроешься за деревом или кустом. У этого зверька много врагов: лиса, волк, медведь и другие. От них его спасают быстрые ноги. (Заяц)
Конечно же, сначала учителю необходимо дать образец учащимся. Такая работа особенно радует учащихся своей результативностью, вселяет веру в свои творческие возможности.
В III классе даётся особый вид сочинений - составление небольших писем. Коллективное составление писем является одним из важных видов сочинений в III классе. В письмах могут найти выражение эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям общественной и школьной жизни, к окружающим людям, друзьям, родным. Составление писем проводится в самой простой форме. Темы для письма следует брать по преимуществу из окружающей детей жизни. В начале письма пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, затем содержание, в конце ставится дата, подпись. Например, при изучении темы «Местоимение» можно дать такое задание: написать письмо о первых шагах сестрёнки своей подруге, сестре. Переписка оказывает благотворное влияние на развитие речи учащихся:
Здравствуй, Света!
Вчера у нас был радостный день. Наша Маша начала
ходить. Я поставила её на пол. Мама присела перед Машей
и стала звать её к себе. Машенька сделала один шаг, потом
другой. Она боялась и шла медленно. Потом осмелела и под-
бежала к маме. Светочка, приезжай скорей.
14 марта Твоя сестра Наташа.
Мои учащиеся пишут сказки. Самостоятельное написание одной сказки даёт несравненно больше, чем десятки упражнений и диктантов. Ребёнок овладевает самой сутью языка: возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. И сочинения-описания, и сочинения-миниатюры, и сочинения по картинам, и отзывы о прочитанных книгах, письма, заметки, деловые описания, объявления – это всё служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает учащихся осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно- следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы, правильно и образно говорить. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.
Приведу несколько сочинений учащихся:
Сказка
Радужная мантия благородного оленя.
Жила - была королева. У неё было две дочери. Одну звали Жасмин, а другую Фиалка. Королева заболела, когда ей исполнилось шестьдесят лет. Только одно растение под названием клео могло её спасти. Принцессы решили отправиться в дальний путь на поиски клео. По дороге они увидели добрую волшебницу. Она сказала им, что путь будет труден. Они должны найти благородного оленя. А найти его не просто: надо пройти три озера, три моста, три тропы. И только в еловом лесу они найдут оленя, который знает, где волшебный цветок растёт.
Прошли принцессы три озера, три моста, три тропы. Видят: перед ними стоит заколдованный лес. Долго Жасмин и Фиалка бродили по лесу, наконец, нашли благородного оленя. Он гулял по большой поляне, на которой росло множество цветов. Но они не знали, какой из них клео. Девушки спросили оленя, но он сказал им: « Если вы отгадаете мою загадку, я покажу вам, где растёт этот дивный цветок!»
Они не смогли разгадать загадку благородного оленя. Но он сжалился над принцессами, которые проделали долгий и опасный путь ради своей больной матери. Олень показал девушкам, где растёт волшебный цветок клео. Сёстры сорвали клео и благополучно вернулись в своё королевство.
После того, как Жасмин и Фиалка рассказали всё королеве, она решила в знак благодарности отправить благородному оленю радужную мантию, которая переливается всеми цветами радуги. С тех пор эта радужная мантия расстилается по небу, когда благородный олень выходит на прогулку.
« Грачи прилетели».
На картине Алексея Саврасова « Грачи прилетели» изображён весенний русский пейзаж. Картина была написана им в селе Молвитине, где ему понравилась местная церковь, и он решил остановиться для работы.
Художник изобразил большое село со старинной русской церковью на окраине. Видны потемневшие от времени избы. Природа начинает оживать: тает снег, появляются лужи, стволы деревьев становятся влажными. Недавно прилетели грачи, они сидят на тонких ветках берёз, устроились в гнёздах, где скоро появятся птенцы. Эти берёзы молодые, неказистые, голые, стоят в снегу, начинающие пробуждаться от зимнего сна. Они у низкого забора, за которым видны дома, сараи. В деревне глухомань, но не в природе. Вдалеке, за деревней, видно озеро, которое покрылось талой водой. В центре села стоит старинная церковь Воскресенья. Это храм с пятью небольшими куполами, из-за которой и остановился Саврасов в селе.
Вдохновившись природой села Молвитина, он написал картину, радует глаз и сегодня. К нам сразу приходит ощущение весны. Мы чувствуем запах мартовского воздуха, влагу подтаявшего снега, слышим галдёж вернувшихся на родину грачей. Художник увидел здесь то, что хотела увидеть его душа. Именно ради этого он проехал много вёрст.
Для художника картина -- это способ передачи своих эмоций, ощущений, мыслей. А для нас -- это возможность полюбоваться русской живой природой, в которую художник вложил частицу своей души. Это возрождение жизни, переданное Саврасовым с большой силой, обогащает наш внутренний мир и заряжает энергией.
Список использованной литературы
1.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: пособие для учителя.– М.: Издательство Просвещение, 2011. – 191 с.
2.Равенский Ю.И. Сочинения-рассуждения/Ю.И. Равенский //Русский язык: педагогический журнал – 2014. -№4. - С.50-56.
3. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования/ Т. Г. Рамзаева// Педагогика: Вестник образования России. – 2013. - №11. С.14-92.
4.Черноусова Н.С. Сочинение в начальных классах: методические рекомендации для учителей начальных классов и студентов педколледжей/ Н.С. Черноусова – М.: Издательство Просвещение, 2013. 186 с.
5. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе: специальная литература/ Г.С. Щеголева – Издательство СПб, 2013. 226 с.
6. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи уч-ся: учебное пособие/ Д.Б. Эльконин – М.: Издательство ИНТОР, 2011. – 112 с.