Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Зворыкина Оксана Александровна
Цель урока: продолжить формировать у обучающихся навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему Задачи:
коррекционные: активизация зрительных функций, формирование цветоразличения основных цветов, выработка бинокулярного зрения;
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; о композиции сочинения - рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Подойдите на доску и прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Каждый человек несет ответственность
перед всеми людьми за всех людей и за все.
Ф. Достоевский
- Как вы думаете, о каком нравственном понятии, сегодня мы будем говорить, если выделим в эпиграфе ключевые слова? (Об ответственности человека …)
- Мы сегодня продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения в форме ОГЭ и ГВЭ.
- Разделимся на две группы. Кому дам желтую полоску, тот садится работать за стол с табличкой - 1 группа (ОГЭ), синюю – 2 группа (ГВЭ).
- Возьмите лист желтого цвета.
- С чего начинается работа перед тем, как писать сочинение-рассуждение? (чтение текста).
2. Смысловое чтение текста
1) Первичное восприятие текста
- У вас на столах текст. Я прочитаю 1 предложение.
По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами.
- Как вы думаете, чем может продолжиться текст? (предположения)
- Прочтите текст В. Астафьева самостоятельно.
- Оправдались ли ваши предположения после чтения?
- Чем завершился текст?
2) Погружение в текст
- Предлагаю вам поработать с планом текста (возьмите лист зеленого цвета): для группы 2 план написан, но в нем перепутаны микротемы, восстановите их последовательность (работа в группе); для группы 1 задание другое: озаглавьте микротемы и допишите их (работа в группе).
План к тексту ГВЭ | План к тексту ОГЭ |
1. Рябинка на обочине 1. 2. Медуница с календулой 4. 3. Хохлатые работницы 3. 4. Обильная ягода 2. 5. Худое слово 7. 6. Поскучнел огород 6. 7. Тетка бранила растения 5. |
|
3) Работа с лексикой текста. Задания по группам.
- Ребята, в тексте все слова были понятны? Почему?
- Пока мы работаем с лексикой, Данил найдет словарные статьи о слове «ответственность» (работает с лупой).
1 группа
а) допишите микротемы
б) найдите художественные образные средства, с помощью которых автор
передает содержание микротем.
-Приведите примеры тропов. Для чего они нужны?
|
Работа с лексикой |
1. Рябинка на обочине 2. 3. Хохлатые работницы 4. 5. Худое слово 6. 7. Тетка бранила растения |
давило, царапало, мяло взрослая и весёлая дичка хохлатые работницы, стая свиристелей свалилась календула светится угольями соцветий растения испуганно растут поскучнел огород худое слово уронить |
2 группа
- Выпишите из микротем слова трудные для понимания
План | Работа с лексикой |
1. Рябинка на обочине 2. Медуница с календулой 3. Хохлатые работницы 4. Обильная ягода 5. Худое слово 6. Поскучнел огород 7. Тетка бранила растения |
рябинка приободрилась зацвела розетками ягод хохлатые нарядные работницы обчистили календула выходит, светится растения растут, жмутся, прячутся |
- Данил, зачитай нам, пожалуйста, найденные толкования слова «ответственность».
-Ребята. О чем текст? (об ответственности за слова и за природу)
- Что такое ответственность? (ребята, прочитайте про себя найденные словарные статьи)
- Какое определение подходит к тексту ? Отметьте его.
1) Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия.
2) Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-нибудь.
3) Ответственность за слова - это установление связи между своими словами и окружающим миром.
- О какой ответственности пишет В. Астафьев в тексте? (об ответственности к природе, к слову)
- В каком эпизоде проявляется ответственность? Найдите и прочитайте фрагмент текста.
( Одну рябинку…Решил я …Встал я на колени…2 группа)
(4, 25 предложение 1 группа)
- Подберите аргументы из текста 1 гр., художественного произведения или из жизненных наблюдений для творческого задания. Кратко запишите аргументы.
- Какова схема построения сочинения-рассуждения? (устный ответ 1 обучающегося)
- Памятка-опора будет у каждого на столе.
- Воспользуйтесь шаблоном к творческому заданию и напишите сочинение (возьмите лист белого в цвета).
- Обратите внимание на слова в эпиграфе, они помогут вам построить тезис или написать вывод.
2 группа | 1 группа |
Переход к рассуждению Попробую подтвердить сказанное примерами. Основная часть. Аргументы Вспомню пример из художественной литературы (Напомнить сюжет произведения «Чучело» В. Железникова, А. И. Пантелеев «Честное слово») Прокомментирую пословицу: « Доброе слово и кошке приятно» (случай из жизни: рассказ о ласковом обращении с животным, к чему оно приводит. Заключение. Вывод Таким образом, рассмотрев примеры, можно сделать вывод о том, что важно контролировать себя, …. Слово имеет….. силу. Недаром в народе говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». |
1.По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение. Ответственность за слова - это… 2. Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. Я считаю, что… Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем объяснить данное определение примерами. Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта; 3) из литературного произведения. Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение. Включение примеров Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Обратимся тексту (ФИО автора), герой которого… Вспомним произведение (ФИО автора) Приведем случай из жизни…. Вывод Таким образом, проанализировав аргументы, можно сделать вывод о том, что…. |
Запишите д.з. написать сочинение-рассуждение.