Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Зворыкина Оксана Александровна
Цель урока:  продолжить формировать у обучающихся навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему 
Задачи: 
коррекционные: активизация зрительных функций, формирование цветоразличения основных цветов, выработка бинокулярного зрения; 
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; о композиции сочинения - рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов; 
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста; 
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся. 
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации. 
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте,  ребята. Поздоровайтесь с гостями. Подойдите  на доску и прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Каждый человек несет ответственность
 перед всеми людьми за всех людей и за все.
Ф. Достоевский
- Как вы думаете, о каком нравственном понятии, сегодня мы будем говорить, если выделим в эпиграфе ключевые слова? (Об ответственности человека …)
-  Мы  сегодня продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения в форме ОГЭ и ГВЭ.
- Разделимся на две группы.  Кому дам желтую полоску, тот садится работать за стол с табличкой   - 1 группа (ОГЭ), синюю – 2 группа (ГВЭ).
         - Возьмите лист желтого цвета.
-  С чего начинается работа перед тем, как писать сочинение-рассуждение? (чтение текста).
2. Смысловое чтение текста
1) Первичное восприятие текста
- У вас  на столах текст.  Я прочитаю 1 предложение.
По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами.
- Как вы думаете, чем может продолжиться текст? (предположения)
- Прочтите  текст В. Астафьева самостоятельно.
- Оправдались ли ваши предположения после чтения?
- Чем завершился текст?
2) Погружение в текст
- Предлагаю вам поработать с планом текста (возьмите лист зеленого цвета): для группы 2 план написан, но в нем перепутаны микротемы, восстановите их последовательность (работа в группе);  для группы 1 задание другое: озаглавьте микротемы и допишите их (работа в группе).
План  к тексту ГВЭ План к тексту ОГЭ
 1.          Рябинка на обочине        1.
2.           Медуница с календулой 4.
3.           Хохлатые работницы     3.
4.           Обильная ягода               2.
5.           Худое слово                     7.
6.           Поскучнел огород           6.
7.           Тетка бранила растения 5.
  1. Рябинка на обочине
  2.  
  3. Хохлатые работницы
  4.  
  5. Тетка бранила растения
  6.  
  7. Худое слово
- Проверим план (читает ученик)
3) Работа с лексикой текста. Задания по группам.
- Ребята, в тексте все слова были понятны? Почему?
- Пока мы работаем с лексикой,  Данил найдет  словарные статьи о слове «ответственность» (работает с лупой).
1  группа
а) допишите микротемы
б) найдите художественные образные средства, с помощью которых автор
 передает содержание      микротем.
-Приведите примеры тропов. Для чего они нужны?
  •  
 Работа с лексикой
 
1.           Рябинка на обочине
2.          
3.           Хохлатые работницы
4.          
5.           Худое слово
6.          
7.           Тетка бранила растения

 
давило, царапало, мяло
взрослая и весёлая дичка
хохлатые работницы, стая свиристелей свалилась
календула светится угольями соцветий
растения испуганно растут
поскучнел огород
худое слово уронить
 
2 группа
- Выпишите из микротем слова трудные для понимания

 
План Работа с лексикой
1.           Рябинка на обочине
2.           Медуница с календулой
3.           Хохлатые работницы
4.           Обильная ягода
5.           Худое слово
6.           Поскучнел огород
7.           Тетка бранила растения

 
рябинка приободрилась
зацвела розетками ягод
хохлатые нарядные работницы обчистили
календула выходит, светится
растения растут, жмутся, прячутся
  •  
не вольничают, самосевом нигде не всходят
 
- Данил, зачитай нам, пожалуйста, найденные толкования слова «ответственность».
-Ребята.  О чем текст? (об ответственности за слова и за природу)
 - Что такое ответственность? (ребята, прочитайте про себя  найденные словарные статьи)
- Какое определение подходит к тексту ? Отметьте его.
1) Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия.
  2) Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчёт в своих действиях,    поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-нибудь.
3) Ответственность за слова - это установление связи между своими словами и окружающим миром.
- О какой ответственности пишет В. Астафьев в тексте? (об ответственности к природе, к слову)
- В каком эпизоде проявляется ответственность? Найдите и прочитайте фрагмент текста.
 ( Одну рябинку…Решил я …Встал я на колени…2 группа)
(4, 25 предложение 1 группа)
- Подберите  аргументы из текста 1 гр., художественного произведения или из жизненных наблюдений для творческого задания. Кратко запишите аргументы.
- Какова схема построения сочинения-рассуждения? (устный ответ 1 обучающегося)
- Памятка-опора будет у каждого на столе.
          - Воспользуйтесь шаблоном к творческому заданию и напишите сочинение (возьмите лист белого в цвета).
- Обратите внимание на слова в эпиграфе,  они помогут вам построить тезис или написать вывод.

 
2 группа 1 группа
  1. Записать вопрос к творческому заданию. Об этом пишет ФИО автора.  В тексте  рассказывается о том, как слово может… Согретая добрым отношением рябинка …Она радовала человека и веселила …. Птицы её полюбили за…., и цветы …. Злое слово тетки …. Возможно, женщина не задумывалась…. Автор в конце текста рассказывает, что…. Поэтому человек несет ответственность за….
  2. Собственный комментарий
Я считаю, что слово способно как исцелить, так и ранить. По моему мнению, всегда важно помнить о действии слов …
Переход к рассуждению
Попробую подтвердить сказанное примерами.
Основная часть. Аргументы
 Вспомню  пример из  художественной литературы (Напомнить сюжет произведения «Чучело» В. Железникова, А. И. Пантелеев «Честное слово»)
Прокомментирую пословицу: « Доброе слово и кошке приятно» (случай из жизни: рассказ о ласковом обращении с животным, к чему оно приводит.
Заключение. Вывод
Таким образом, рассмотрев примеры, можно сделать вывод о том, что важно контролировать себя, …. Слово имеет….. силу. Недаром в народе говорят: «Слово  не воробей,  вылетит - не поймаешь».
1.По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение.
Ответственность за слова - это…
2. Комментарий
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. 
 
Я считаю, что…
 
Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
 
Попробуем объяснить данное определение примерами.
 
Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента
1)  из указанного текста;
2) из жизненного опыта;
3) из литературного произведения.
Примеры должны
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение.
 
Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
     Обратимся  тексту (ФИО автора), герой которого…
    Вспомним произведение  (ФИО автора)
 Приведем случай из жизни….
 
Вывод
Таким  образом, проанализировав аргументы, можно сделать вывод о том, что….

 
 
Запишите  д.з. написать сочинение-рассуждение.