Урок русского языка в 6 классе (с инофонами).
Учитель ГОУСОШ № 172 Соловьева Галина Александровна.
Тема урока: « Род имени существительного. Имена существительные общего рода».
Тип урока: систематизация знаний, умений , навыков; знакомство с существительными общего рода.
Элементы минимального содержания образования: систематизация ранее изученного о существительном, углубление понятия о трех родах существительных; начальное представление о существительных общего рода.
Элементы дополнительного содержания образования: работа с различными словарями.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить в тексте или в предложении существительные общего рода.
Вид контроля: фронтальный опрос; коллективная и самостоятельная работа.
Урок составлен в соответствии с программой по учебному комплексу , адресованному учащимся, под редакцией В.В. Бабайцевой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Объяснение темы.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным. Вспомним три рода существительных, как определяется род имени существительного и узнаем, что такое существительные общего рода.
Запись названия темы на доске и в тетрадях.
Работа с высказыванием А.С. Пушкина
(Запись на доске сделана заранее)
« О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!»
Беседа.
-Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта.
Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?
( Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.)
- Какая часть речи помогает передать это настроение?
( Учащиеся отвечают, что это существительные.)
- В высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.
( Реализация индивидуального домашнего задания.)
Словарно- орфографическая работа.
В тетрадях и на доске записываем слова: гений, парадокс, просвещенье. (Подготовленные заранее учащиеся поясняют и приводят примеры употребления данных слов.)
(Пояснение слова «просвещение» должен подготовить инофон)
ГЕНИЙ– высший творческий ум, высокий природный дар, дарование.
ПАРАДОКС–1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.
( Можно привести в пример главного героя Яна Залусского и его высказывание из произведения В.Г. Короленко « Парадокс».)
ПРОСВЕЩЕНЬЕ– высокий уровень развития, культуры; образование; знания.
Фронтальный опрос.
-Ребята, какими частями речи являются представленные слова?
-А почему это существительные?
-Что они обозначают?
-На какие вопросы отвечают?
-А еще есть в этом высказывании существительные?
-Назовите их.
Коллективная работа.
- Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены.
( Дети выписывают:
открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.)
-Определим эту форму. А как это сделать?
( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос)
- Как изменяются существительные?
-А какие признаки являются постоянными?
Задание для инофонов.
-Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного?
( Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:
Женский род запомню я
И скажу : « Она моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу: « Он мой».
Средний род: « Оно мое».
Это правило твое! )
Коллективная работа.
- А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому?
( Дети с помощью учителя находят слово «гений».)
Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода. Например:
« Моя мама- гений». « А.С. Пушкин – гений».
Делаем вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода.
- А почему они так называются?
- Распределим существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим условия выбора орфограмм.
Труже(н,нн)ица, трудяга, тру.., умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка, папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс.
( Учащиеся могут выполнить задание на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода, а остальные ученики - существительные общего рода.)
- А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?
( Учащиеся делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.)
Чтение параграфа.№41 в учебнике « Теория».
Беседа.
- Что могут называть существительные общего рода?
( Учащиеся говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.)
Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.
Например:
- врач, учитель, повар, строитель, инженер…( называют профессию);
-умница, молодчина, знаток…( передают замечательные качества человека);
-плакса, неряха, недотепа ( отрицательные черты характера)
Разбор и выполнение упр.230.
- Чем различаются слова « труженик» и « трудяга»?
Делаем вывод, что это слова разных стилей.
Составляем и записываем с ними предложения.
Разбираем по членам.
Например:
- Наши ребята – настоящие труженики.
-Конь- трудяга до поздней ночи работал в поле.
- Лошадка- трудяга до самого вечера работала в поле.
-Как согласовать существительное общего рода с другими членами предложения?
( Учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что нужно найти главное слово, к которому относится это существительное.)
Чтение второй части параграфа. Разбор и частичное выполнение упр.№231
Коллективная работа.
- Укажите существительные общего рода в стихотворении.
( Оно заранее записано на доске.)
-Что они называют? Обоснуйте свой ответ.
Сегодня ты школьник,
А завтра – рабочий,
Художник, учитель,
Строитель иль доктор.
Для каждого нужное дело найдется,
Кто с детства всерьез за работу берется!
- Какую роль могут играть существительные в предложениях?
( Ученики делают вывод о синтаксической роли существительных.)
3. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
- Подберите однокоренные существительные женского рода к существительным мужского рода.
Ученик, малыш, узбек, белорус, украинец, кореец, француз, китаец, учитель, студент.
- С помощью каких морфем образуются эти слова?
- Запишите текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограмм. Подчеркните существительные как члены предложения. Определите род существительных.
-Какое слово в тексте является существительным общего рода? Выпишите его.
-Как оно характеризует героя?
Неспокойное море. Од..нокий п..рус м..ячит вдали. Кружат(..)ся над(ним) люб..пытные ч..йки.
Куда пробирает(..)ся этот см..льчак? Зачем ..тважился он сразит(..)ся
с грозной ст..хией? Что заставило героя- (не)поседу отправит(..)ся в опас(..)ное пут..шествие?
4. Итог урока.
Рефлексия.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
-Что вспомнили?
Учащиеся отвечают, что выучили новые слова «гений», « парадокс», «просвещение»; вспомнили о значении существительного, о его употреблении в речи, а также о постоянных и непостоянных признаках этой части речи; повторили тему «Род имен существительных», познакомились с существительными общего рода.
Домашнее задание.
1.Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» ( можно предложить выполнение данной работы инофонам)
2. Параграф № 41, упр. № 231 (закончить).
3. Выучить написание слов «гений», «парадокс», «просвещение». Составить с ними простые предложения, разобрать по членам. Указать , какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях.