Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Урок русского языка в 6 классе  (с инофонами).

 

     Учитель ГОУСОШ № 172   Соловьева Галина Александровна.

 

 

 

 Тема урока: « Род имени существительного.  Имена существительные общего рода».

 Тип урока: систематизация знаний, умений , навыков; знакомство с существительными общего рода.

 

 Элементы минимального содержания образования: систематизация ранее изученного о существительном, углубление понятия о трех родах  существительных; начальное представление о существительных общего рода.

 

  Элементы дополнительного содержания образования: работа с различными словарями.

 

   Требования к уровню подготовки  обучающихся:  знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных;  уметь находить в тексте или в предложении существительные общего рода.

 

   Вид контроля: фронтальный опрос; коллективная и самостоятельная работа.

    Урок составлен в соответствии с программой по учебному комплексу , адресованному учащимся, под редакцией В.В. Бабайцевой.

 

 

                                  ХОД УРОКА

   1. Организационный  момент

 Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Объяснение темы.

 

Слово учителя.

 

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с  именем существительным. Вспомним три  рода существительных, как определяется род имени существительного и узнаем, что такое существительные общего рода.

 

 Запись названия темы на доске и в тетрадях.

 

      Работа с высказыванием А.С. Пушкина

       (Запись на доске сделана заранее)

 

  

    « О сколько нам открытий чудных

       Готовит просвещенья дух!

       И опыт, сын ошибок трудных,

       И гений, парадоксов друг!»

 

                       

  Беседа.

  -Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта.

Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?

 

( Учащиеся делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.)

- Какая часть речи помогает передать это настроение?

( Учащиеся отвечают, что это существительные.)

 

  - В  высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.

 

 ( Реализация индивидуального  домашнего задания.)

 

    Словарно- орфографическая работа.

 

    В тетрадях и на доске записываем  слова: гений, парадокс, просвещенье.  (Подготовленные  заранее  учащиеся поясняют и приводят  примеры употребления  данных слов.)

(Пояснение  слова  «просвещение» должен  подготовить  инофон)

 

ГЕНИЙ– высший творческий ум, высокий природный дар, дарование.

 

ПАРАДОКС–1. явление, кажущееся невероятным и неожиданным; 2. странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.

( Можно привести в пример главного героя Яна Залусского и его высказывание  из  произведения В.Г. Короленко « Парадокс».)

 

ПРОСВЕЩЕНЬЕ– высокий уровень развития, культуры; образование; знания.

 

    Фронтальный опрос.

 

-Ребята, какими частями речи являются представленные  слова?

-А почему это существительные?

-Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают?

-А еще есть в этом высказывании существительные?

-Назовите их.

 

     Коллективная работа. 

     

       - Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены.

( Дети выписывают:

открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.)

 

       -Определим эту форму. А как это сделать?

 ( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос)

 

     - Как изменяются существительные?

      -А какие признаки являются постоянными? 

 

     Задание для инофонов.

 

 -Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного?

( Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:

            Женский род запомню я

            И скажу : « Она моя».

            И запомню род мужской,

            И опять скажу: « Он мой».

            Средний род: « Оно мое».

            Это правило твое! )

 

Коллективная работа.

          

      -  А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому?

      ( Дети с помощью учителя находят слово «гений».)

 

         Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода. Например:

       « Моя мама- гений».  « А.С. Пушкин – гений». 

 

      Делаем  вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода.

 

      

     - А почему они так называются?

 

    

       - Распределим  существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим  условия выбора орфограмм.

 

       Труже(н,нн)ица, трудяга, тру..,  умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка,  папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс.

       ( Учащиеся могут выполнить задание  на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода,  а остальные ученики - существительные общего рода.)

 

       - А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?

 

      ( Учащиеся делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.)

 

         Чтение параграфа.№41 в учебнике  « Теория».

 

    Беседа.

 

      - Что могут называть существительные общего рода?

 

 ( Учащиеся говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.)

 

Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.

 Например:

- врач, учитель, повар, строитель, инженер…( называют профессию);

 

 -умница, молодчина, знаток…( передают замечательные качества человека);

 

-плакса, неряха, недотепа ( отрицательные черты характера)

 

 

        Разбор и выполнение упр.230.

      

      - Чем различаются слова « труженик» и « трудяга»?

 

Делаем вывод, что это слова  разных стилей. 

Составляем и записываем с ними предложения.

 Разбираем по членам.

  Например:

 

-  Наши ребята – настоящие труженики.

 

 -Конь-  трудяга до поздней ночи работал в поле.

-  Лошадка-  трудяга до самого вечера работала в поле.

 

  -Как согласовать  существительное общего рода с другими членами предложения?

 

 ( Учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что нужно найти главное слово, к которому относится это существительное.)

 

 Чтение второй части параграфа.                                                                        Разбор и частичное выполнение упр.№231

 

Коллективная работа.

 

 -  Укажите существительные общего рода в стихотворении.

 

 ( Оно заранее записано на доске.)

 

-Что они называют?  Обоснуйте свой ответ.

 

         

                    Сегодня ты школьник,

                    А завтра – рабочий,

                     Художник, учитель,

                    Строитель иль доктор.

                    Для каждого нужное дело найдется,

                    Кто с детства всерьез за работу берется!

     

     - Какую роль могут играть существительные в предложениях?

 

  ( Ученики делают вывод о синтаксической роли существительных.)

 

      3. Закрепление   изученного материала.

 

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

 

- Подберите  однокоренные существительные женского рода к существительным мужского рода.

 

    Ученик, малыш, узбек,  белорус, украинец, кореец, француз, китаец, учитель, студент.

 

- С помощью  каких морфем образуются эти слова?

 

   - Запишите текст. Озаглавьте его. Вставьте  пропущенные буквы, обозначив     условия выбора орфограмм. Подчеркните   существительные как члены предложения. Определите род  существительных.

 

 -Какое слово в тексте является существительным общего рода? Выпишите его.

-Как  оно характеризует героя?

 

    Неспокойное море. Од..нокий п..рус м..ячит вдали. Кружат(..)ся над(ним) люб..пытные ч..йки.

    Куда пробирает(..)ся этот см..льчак? Зачем ..тважился он сразит(..)ся

с грозной ст..хией? Что заставило героя- (не)поседу отправит(..)ся в опас(..)ное пут..шествие?

 

  4. Итог урока.

 

 Рефлексия.

-  Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что вспомнили?

 

   Учащиеся отвечают, что выучили новые слова «гений»,  « парадокс», «просвещение»;  вспомнили о значении существительного, о его употреблении в речи, а также о постоянных и непостоянных признаках этой части речи;  повторили тему «Род имен существительных», познакомились с существительными общего рода.

    

Домашнее задание.

 

 1.Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» ( можно предложить выполнение данной работы инофонам)

 2. Параграф №  41,  упр. № 231 (закончить).        

 3.  Выучить написание слов «гений», «парадокс», «просвещение». Составить с ними простые предложения, разобрать по членам. Указать , какова синтаксическая роль существительных в этих предложениях.