Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока для 7 класса

Дефис между частями слова в наречиях

Зимина Анастасия Алексеевна
Ι. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии,  для этого выполним небольшое задание.  Вам предложены утверждения. Если согласны с утверждением поставьте +, не согласны -
  Да + Нет -
  1. Наречие – самостоятельная часть речи
   
  1. Наречие обозначает предмет
   
  1. В предложении наречие является обстоятельством
   
  1. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие
   
  1. Наречие относится к глаголу
   
  1. Наречие изменяемая часть речи
   
  1. У наречия есть окончание
   
  1. Наречие склоняется
   
  1. Наречие имеют 6 разрядов по значению
   
 10.Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго    
 
ΙΙΙ.  Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно  правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается  орфография).
Словарная работа. (У доски)
Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто,  русско-английский,  диван-кровать, яркие-яркие гирлянды,  горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит,  ушёл куда-то.
Как вы написали последнее слово? Определите часть  речи ?
ΙѴ. Изучение и объяснение нового материала.
1) Написание данных  слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?
-Дефис между частями слова в наречиях.

 
Когда-то
 
Во-первых По-новому По-волчьи Еле-еле
Где-либо
 
Во-вторых По-моему По-немецки Чуть-чуть
Где-нибудь
 
В-пятых По-твоему По-дружески Мало-помалу
Кое-где
 
В-седьмых По-прежнему По-московски Точь-в-точь
Вопросы:
- Как пишутся эти наречия?
 
-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.
-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).
Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.
 
«Дефис в наречиях».
По-русски
по-заячьи
по-прежнему
по-моему
по-старому
В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой   по-
и суффиксом  -и-,  -ому- (-ему)
Во-первых
в-третьих
В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки   во- (в-)  и  суффиксов –ых (-их)
Куда-то
где-либо
откуда-нибудь
кое-как
В наречиях после приставки  кое-;
перед суффиксами  -то, -либо, -нибудь
Еле-еле
мало-помалу
крепко-накрепко
В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.
 
V. Работа со словарными словами.
Обратите внимание,  на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?
Запишите их в тетрадь.
 
Давным-давно
Волей-неволей
Видимо-невидимо
Мало-помалу
Точь-в-точь
бок о бок
шиворот-навыворот
Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)
Правописание  каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)
 
Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот
 
В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.
Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии  шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо,  перепутать.
 
Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:
            Солнце светит по-осеннему.
            По осеннему небу плывут облака.
 
Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).
А чем отличаются данные слова в значении и написании?  (наречие обозначает признак действия, а прилагательное  обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно,  пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?  (Для определения части речи.)
                                             1.НАРЕЧИЕ
                                  2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Задание 3. Списать предложения, раскрыть скобки.
1.(По) прежнему шел сильный дождь.
2.Охотники пошли (по) прежнему пути.
3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.
4.Ещё (по) зимнему холодно.
 
Задание 4. Найдите четвертое  «лишнее»:
Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать.
 
Задание 5.   «Кто больше»
Составьте предложения, используя сложные наречия.
            Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко,
строго-настрого, всего-навсего,
видимо-невидимо, волей-неволей,
день-деньской, мало-мальски,
темным-темно.
2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)