«Новый язык» школьников как общественное явление
Бондина Светлана Алексеевна
В произведении Джорджа Оруэлла «1984» высказывается предположение о создании в будущем нового языка, в котором не будет ничего лишнего: ни синонимов, ни антонимов. В романе “новояз” описывается как «единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается», и который образуется из английского языка путём существенного сокращения и упрощения его лексики и грамматических правил [2]. При чтении этого произведения, создается впечатление, что этого никогда не будет, что это утопия. Но когда начинаешь листать переписку наших школьников, понимаешь, что такое будущее уже наступило. Ты сталкиваешься не просто с новым языком, а с новым уровнем мышления, в котором горизонты человеческой мысли сузились до минимума слов, да и те пишутся не полностью.И это происходит, несмотря на то, что современные подростки существуют в новом, гипертектовом пространстве, где текстовый материал представлен не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, дети имеют возможность получать информацию где угодно, когда угодно, в любом порядке, образуя при этом разные новые линейные тексты. Но вот загадка: почему-то то, что выходит из-под их пера, вообще тестом назвать достаточно сложно. Сами слова зачастую не имеют четкого лексического значения; предложения, как правило, логически не связаны друг с другом. Если перед вами диалог, то не всегда можно понять, ответом на какой вопрос является их короткое «Да» или «Нет». Что же происходит с нашими детьми? Чем это может для нас обернуться? Как этого можно избежать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Начнем с того, что развитие языка всегда неразрывно было связано с развитием самого общества. Начиная с первобытного периода, человеку приходилось вступать в контакты с другими людьми для осуществления жизненно необходимой совместной деятельности. У человека появлялась потребность в разумном общении [3]. Постепенно происходил процесс усложнения и изменения невербальных знаков и звуков, что значительно облегчало понимание намерений друг друга и, соответственно, помогало в охоте, быту, защите себя и своего племени. С развитием языка шло и развитие культуры общества в целом, а также наоборот, чем выше становилась культура определенного племени, тем больше развивался язык. Трудно точно определить, что являлось изначальным фактором развития общества, но роль языка в нем очевидна. Чем больше человек размышляет и облачает свои суждения в языковую форму, тем больше развивается само общество. Даже самые незначительные изменения речи, текста, всего языка свидетельствуют об изменении общества; его прогрессе или регрессе.
Если обратимся к эпохе образования современных наций и централизованных национальных государств, которая отличается значительным усложнением самой структуры общества, дифференциацией производственной, государственной, экономической, культурной и иной его деятельности, то мы увидим, как развитие сфер жизни и деятельности общества обуславливает рост художественных, эстетических, научных, нравственных, культурных и других потребностей народа. Вместе с этим комплексом общественных потребностей изменяется и язык, который стремится соответствовать своими средствами и возможностями всем областям жизни. Ведь еще из истории общества и создания национальных литературных языков мы знаем, что язык сам по себе, стихийно не может развиваться адекватно, соответствуя указанными выше изменениям общества. Для этого процесса необходимо субъективное упорядочение внешней структуры языка с определенных методологических позиций, а точнее,— нужен образец упорядочения и организации национального литературного языка. Только тогда станет возможно видоизменение его в соответствии с возникающими потребностями, как личности, так и общества в целом.
Чтобы доказать эту тесную связь между развитием языка и общества, достаточно обратиться к истории. В историческом процессе темпы развития общества постепенно ускорялись: сначала на изменения уходили тысячелетия, потом века, потом десятилетия. И вот уже наш современный мир меняется настолько стремительно, что за этими изменениями трудно угнаться. Сегодня, в век нанотехнологий, вполне возможно, что процесс сокращения слов и минимизации словарного запаса как раз напрямую и связан с новым гипертестовым пространством. Как у любого процесса, протекающего в обществе, у него, как оказалось, тоже есть обратная сторона. Современный школьник оказался просто не готов к тому потоку информации, который на него обрушился. Происходит перенасыщение, поэтому слово, как часть культуры, как единица, содержащая в себе систему смыслов, потеряла значимость. И эти процессы приводят к упрощению, сокращению и «примитивизации» языка.
Обратим внимание еще на один аспект изменения языка. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодежный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходящие в обществе за последние двадцать пять лет. Эти слова отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят и свое выражение в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни появилась пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом, которая с каждым днем углубляется [5]. Конечно, потребность подростка в ненормативной лексике можно объяснить психологией возраста: ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. Но в результате возникает особый, новый тип общения, недопустимый в обычной жизни, вырабатываются особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанций между общающимися. И все это в краткой форме выражает философию жизни молодежи.
Если исходить из того, что по языку можно определить уровень культуры, а по уровню культуры – состояние общества, то можно говорить о том, что «новый язык» школьников – это не просто явление в одной социальной группе, а болезнь общества в целом.
Разумеется, мы не в силах замедлить общественный прогресс, чтобы уменьшить поток информации, который обрушивается на подрастающее поколение. Мы также не можем изменить возрастную психологию, согласно которой подростки ищут независимости и самостоятельности. Однако, если сложившуюся ситуацию в ближайшее время не изменить, то в будущем мы получим новую личность, которая будет не только разговаривать обрезанными словами, но и мыслить при помощи этих слов. А для общения им будет достаточно тридцати слов, как одной из героинь произведения Ильфа и Петрова «12 стульев»[4]. Все это произойдет, потому что, согласно теории Л. Выготского [1], основной отличительной чертой слова является обобщенное отражение действительности, если слово его не отражает, следовательно, либо личность не воспринимает действительность объективно, либо окружающее вообще личность не интересует.
Поэтому, наша задача как преподавателей эстетических дисциплин найти новый способ, который позволит соединить мысль со словом, и, в конечном счете, предопределит не только поступки школьников, но и дальнейшее развитие общества.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. , 1999
- Оруэлл Дж. 1984: [роман]./ Пер. с англ. В.Голышева. — М.: Издательство АСТ, 2018
- Леонтьев А.А. Что такое язык. — М.: Педагогика, 1976
- Ильф И.А., Петров Е.П. Двенадцать стульев. — М.: Художественная литература, 1974
- Петровская Л.Ю., Никифор Г. Проблема культуры речи в современном обществе// Молодой ученый. — 2016. — № 12.2