Методическая разработка открытого урока по русскому языку
Сложное предложение
Иванова Светлана Владимировна
Класс: 9АФорма проведения: ролевая игра «Редакция военной газеты».
Продолжительность урока: 90 минут
Цели урока:
Обучающая - | - обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»; - закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций; - совершенствование пунктуационных, орфографических навыков; - знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты; - закрепление умения определять вид сложного предложения по опознавательным признакам; - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. |
Развивающая - | содействие развитию: - орфографической и пунктуационной зоркости;- памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;-приемов информационной переработки устного и письменного текста; -чувства ответственности за результаты своего труда; умения работать в команде; - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; - самостоятельности в рациональной организации и планировании своей деятельности; - навыков самоконтроля, самооценки взаимооценки. |
Воспитывающая - | - воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку; - воспитание умения владеть собой, предвидеть последствия своих решений; - воспитаниесредствами занятия в форме деловой игры уверенности в своих силах; - воспитание патриотизма. - чувства ответственности за выполненную работу; - развитие навыков самостоятельной работы, навыков группового взаимодействия. |
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, интерактивное взаимодействие, групповая, индивидуальная Методы обучения:
1. Словесные: объяснение, беседа.
2. Наглядные: визуализация (ТСО, компьютер, презентация, демонстрация результатов), использование средств обратной связи различной степени сложности (интерактивный контроль с использованием информационно-коммуникационных технологий, анкетирование, тестирование).
3.Упражнения по выполнению приемов и операций, самостоятельная работа обучающихся по выполнению комплексных работ (имитационные упражнения, анализ и обсуждение конкретных ситуаций).
Средства обучения: учебно-методические (дидактические) и технические средства обучения:
презентация «Военные корреспонденты»; презщентация «Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны», тексты диктантов с грамматическим заданием «На полях сражений»; компьютер; проектор для презентации; заставки на экранах компьютеров с образцами газет Великой Отечественной войны; таблички с названием отделов редакции; оригинальные письма с фронта; макеты газеты; памятки; анкеты; ссылки на тесты онлайн; макет на листе ватмана «Букет для ветерана».
Литература:
- Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
- Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к уроку русского языка., РЯШ, № 6, 1991, С. 8
- Шоков Н.Н. Дидактические игры на занятиях по культуре речи, РЯУШ, № 10, 1991, С.74
- Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка., РЯШ, № 3, 1988, С.8
- Пирогова Л.И. Игры., РЯШ, № 3, 1996, С. 56
- Мандель Б.Р. Элементы игры и неожиданности при работе с учебником., РЯШ, № 5, 2002, С. 38
- Баханов К.А., Кравец А.В. Путь к книге. Театрализованные игры на уроках литературы., РЯУШ, № 9, 1990, С. 2113.
- Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи., РЯШ, № 4, 1993, С. 61
- Галимова Л.М. Язык – игра – творчество., РЯШ, № 5, 2001, С. 8
Технологическая карта урока
Элементы внешней структуры урока | Элементы дидактической структуры урока | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающихся | КМО |
1.Организа-ционная часть (5 минут). |
Создание психологического настроя на работу в команде, работу на результат. | - приветствие; - выявление отсутствующих; - проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды игровой обстановке); - знакомство с отделами редакции; -объявление итогов конкурса на название военной газеты. |
Главный редактор докладывает о готовности к работе. |
Компьютеры. |
Здравствуйте, ребята. Давайте представим, что мы с вами не на занятии, а на рабочем месте в редакции газеты «За Родину». Сегодня мы повторим материал по теме «Сложное предложение», но сделаем это в необычной форме. Представьте, что это - редакция газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы, секретари, корреспонденты и фотокорреспонденты. Сейчас вы – журналисты. Итак, давайте представимся. | Руководители отделов представляет свой отдел. | Приложение 2. Анкетирование по теме «Сложное предложение». |
||
2. Вводный инструктаж по игровой ситуации (12 минут). | Целевая установка на урок и мотивация обучающихся (1 минута). |
Мотивация обучающихся. Итогом нашего рабочего дня будет газета. Чему будет посвящена наша газета, вы знаете, т.к. готовили домашнее задание, а также видно по заставкам компьютеров. |
Знакомятся с папками (на рабочем столе ПК) для работы. | ПК |
Актуализация игровой ситуации (5 минут) |
Как вы думаете, что нам предстоит сделать, чтобы номер получился, вызвал интерес читателей? Да, должны быть разнообразные рубрики, интересные, привлекающие внимание. Обратите внимание на памятки на ваших столах, в них не расставлены запятые. Чтобы это были памятки для руководства, их нужно отредактировать (Приложение 1). | Редактирование памяток отделом корректоров, членами редакции. Прохождение онлайн-тестирования корректорами. |
Приложение 1. ПК, Интернет. |
|
Начальная мотивация учебной деятельности (6 минут) | Совещание при главном редакторе, получение заданий. | Руководители отделов. | План-задание от главного редактора (Приложение 4). |
|
выступление с презентацией «Военные корреспонденты». | Презентация «Военные корреспонденты» | |||
3. Основная часть. Работа отделов редакции (30 минут). |
Актуализация знаний, умений, навыков и опыта обучающихся (30 минут). |
Выполнение заданий отделами. | Пакет материалов для каждого отдела в электронном варианте и на бумажных носителях. | ПК, папка на рабочем столе с заданиями каждому отделу (см. Приложения 1-9) |
4.Закрепление. Заседание редакционного совета. (20 минут). |
Отбор материалов для печати в газете |
Защита материалов. | Защита материалов на редакционном совете. | Материалы, подготовленные отделами. |
5.Итог занятия. Оформление газеты. (15 минут). |
Набор, вставка электронных материалов. Распечатка сигнального экземпляра газеты. |
Работа отделов. | Работа всех отделов. | ПК, Интернет. |
6. Рефлексия. (5 минут) |
Работа с анкетами. | Ответы на вопросы анкеты. Оценка занятия. |
Работа с бумажным вариантов анкеты. | Приложение 3 |
Важное спецзадание | Мы продолжаем работу нашей редакции. Сейчас от нашей газеты мы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами? А задание состоит в следующем: после занятия нужно подойти к кому-то изгостей, взять интервью для нашей газеты, обработать и поместить в газету. Пожалуйста, выбирайте человека для задания. Составьте вопросы для интервью, прочитайте памятку «Как взять интервью». | Интервью с гостями – присутствующими школьниками из школы |
Приложение 8 | |
Создание макета «Цветы для ветерана». Приклеивание лепестков на макет. Красный цвет - «очень понравилось занятие». Зелёный цвет – «хотел бы всегда участвовать в таком занятии». Синий цвет- «понравилось, но было трудно подготовиться». Чёрный цвет – «не понравилось, было неинтересно». |
Все выбирают лепестки из бумаги и приклеивают к букету. | Макет на листе ватмана «Букет для ветерана». | ||
7.Домашнее задание.(3 минуты) | Написать заметку: «Моя работа в газете». |
Приложение 1
Памятка.
Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно проверены корреспондентами и редактором.
В ходе работы обратите внимание на название, девиз, эмблему. Возьмите интервью, составьте репортаж о событиях дня. Проведите заседание совета, оцените материал газеты и представьте на суд читателей.
Приложение 2
Анкета до начала занятия.
Оцените свои знания и умения по теме «Сложное предложение»
на начало занятия (выберите ответ из представленных вариантов).
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Приложение 3
Анкета в конце занятия
Оцените свои знания и умения по теме «Сложное предложение» после изучения:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Памятка.
Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно проверены корреспондентами и редактором.
В ходе работы обратите внимание на название, девиз, эмблему. Возьмите интервью, составьте репортаж о событиях дня. Проведите заседание совета, оцените материал газеты и представьте на суд читателей.
Приложение 2
Анкета до начала занятия.
Оцените свои знания и умения по теме «Сложное предложение»
на начало занятия (выберите ответ из представленных вариантов).
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Приложение 3
Анкета в конце занятия
Оцените свои знания и умения по теме «Сложное предложение» после изучения:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Приложение 4
План-задание. Главный редактор | |||
---|---|---|---|
Отделы | Задание | Спецкоры (фамилии ) |
Форма выполнения |
«Главный редактор» |
Итоги конкурса на название газеты. Сбор материала и размещение на странице газеты |
Электронные материалы сдаются в редакционный отдел и секретариат после утверждения к печати. | |
«Информационный отдел» |
Подготовка презентацию о военных корреспондентах Статья о начале Великой Отечественной войны. |
Образцы военных газет, плакаты военных лет в электронном варианте для вставки на заставки компьютеров. Статья на главную страницу. |
|
Отдел новостей «Вести с фронта». |
Подготовка рассказов об интересных случаях с фронтов | Работа со статьями на ПК. Приложение 5. |
|
Подготовка диктантов с грамматическим заданием на тему «На полях сражений» | Тексты диктантов по теме | Презентация «На полях сражений» |
|
«Отдел писем». |
Подбор писем, чтение выразительно письма наизусть. |
Готовые статьи, письма Отбор писем для печати, набор их без ошибок. Чтение при защите стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» Приложение 7. |
|
Редактирование (исправление ошибок и подготовка к печати). | |||
Подготовка письма ветерану | |||
«Военкоры». |
Летопись войны – подготовка для газеты дома фоторепортажа основных событий по хронологии. | Фотоматериалы в редакционный совет. | |
Блиц-опрос среди учащихся Интервью. |
Итоги блиц-опроса; наиболее интересные высказывания в ходе интервью; фотоотчёт. | ||
Исследователи (диктанты, презентация). |
Подготовка текстов диктантов по теме занятия и в соответствии с содержанием материалов газеты. | |
Тексты диктантов сохранить в папках на рабочем столе ПК |
Подготовка презентации по теме «Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны». | Презентация «Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны». |
||
Наборщики. |
Выполнение технической работы на ПК. | В каждом отделе по 2-3 учащихся | Тестирование на грамотность на ПК. Набор материала на ПК. |
Заседание редакционного совета (все руководители отделов). | Анализ информации. Рекомендации к печати. | Все сотрудники отделов защищают свои материалы. | Редакционный совет решает вопрос о печати материала в газете. |
Вёрстка газеты. Печать. | Набор, формирование страниц. | Работа всех отделов | Готовый номер газеты. |
Приложение 5
Задание для отдела новостей.
По рации с передовой передано срочное сообщение о смелости и выдержке девушки-медицинской сестры, внезапно очутившейся в тылу врага.. Но радист перепутал все части текста, потому что находится в центре боя. Проанализируйте текст, восстановите его, расставив знаки препинании, раскрыв скобки я и вставив пропущенные буквы, и подготовьте его к печати, подобрав соответствующий заголовок.
Я прямо зам…рла от ужаса. Осталась одна! Что делать куда деваться? И уже светало... Я услышала громкую немецкую реч… на шоссе выскочили пять немцев. В первый раз я их увид…ла хотя и смотрела на них может одну с…кунду, но запомнила на всю жизнь. Здоровые, в сизых шинелях и касках, с птич…ками на рукавах и с автоматами. Я ткнулась головой в землю чтоб не видеть как они меня стукнут. Но они проб…жали мимо (не)заметили меня. Я даже (не)сразу поняла, что под ни…кой елоч…кой меня не очень-то разглядиш...
Целый день я (не)движно лежала рядом с шоссейкой и зам…рзала. Целый день смотрела как ходят и ездят немцы. Правда я настолько (не)уверенна была в своем укрытии что мне просто (не)верилось что меня (не)видно. Наверное душевное напр…жение и берегло от холода. И как только (кто)нибудь поворачивал голову в мою сторону я закрывала глаза и считала что все уже кончено. Один раз прямо через поляну буквально чуть (не)поткнувшись об меня прошли два офицера в высоких фура…ках. Они говорили друг с другом и прошли, даже задев мою кучу хвороста. Будь я опытным человеком это была бы хорошая позиция для серьезнейшей разве…ки. Но я была так напугана что даже (не)могла сосчитать сколько тут немцев, десять человек или сто...
(Не)сколько минут я пр…ходила в себя а потом наконец сообразила что надо уходить отсюда: ведь это шоссе по которому сейчас начнется движение и незамеченной …десь долго (не)останешься. Огляделась кругом благо лес был (не)очень большой и частый увид…ла полянку с кучами хвороста на ней и надумала лезть под хворост и ждать ночи. Кругом было тихо и еще (не)совсем рассвело. Я ползком подобралась к ближайшей куче раскрыла санитарную сумку вытащила вату и разложила ее на свой ч…рный костюм. Конечно на всю меня ваты (не)хватило закрыла сапоги и наиболее человеческие части тела. Потом взвалила на себя эту вязанку хвороста вытащила гранату вставила в нее запал и поставила на боевой взвод. И все.
Приложение 6
Задание для информационного отдела.
В планшете военного корреспондента, погибшего 5 мая 1945 года, найдена заметка. Часть её была обгоревшей. Задача: исследовать текст, восстановить и подготовить к печати в нашей газете.
В тылу врага.
Немаловажную роль в подготовке Великой Победы сыграло мирное население. Все оставшиеся в тылу а это в основном женщины и дети делали всё возможное и невозможное для приближения Победы. Встали к станкам на заводах обеспечивали страну продовольствием работали в госпиталях отправляли на фронт тёплые вещи. Что только не делали женские и детские руки чтобы наравне с бойцами фронта приблизить нашу победу.
На рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия вероломно напав на нашу Родину приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей поработить народы СССР.
Задание для информационного отдела.
Сообщение передано по телетайпу, лента порвалась, части текста перепутались. Исправьте текст, сократите, используя сложные предложения. Подготовьте текст для публикации в газете.
Все оставшиеся в тылу, а это в основном женщины и дети, делали всё возможное и невозможное для приближения Победы. Встали к станкам на заводах, обеспечивали страну продовольствием, работали в госпиталях, отправляли на фронт тёплые вещи. Что только не делали женские и детские руки!
Так, на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребитM миллионы людей, поработить народы СССР.
На фронт из нашего села ушло …. человек. Мы бережно храним память о своих погибших односельчанах. И каждый год мы вспоминаем всех «поименно», кто приближал Великую Победу, тех, кто отдал свои жизни, чтобы мы с вами жили.
Страна мобилизовала все свои силы. Главным лозунгом в течение 4 лет были слова «Всё для фронта, всё для Победы!». В ходе Великой Отечественной войны Советскими вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.
Приложение 7
Домашнее задание для отдела писем.
ПИСЬМО С ФРОНТА!
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Эдуард Асадов
Конец августа 1944 г.
Приложение 8
Памятка
Как взять интервью.
Вы не можете себе позволить:
- быть развязным;
- говорить с собеседником в неуважительном тоне;
- не слушать собеседника, перебивать его;
- допрашивать человека, вместо того, чтобы интересоваться его мнением;
- допускать грубые выражения;
- говорить, не глядя на собеседника, отвлекаясьэ
Для отдела «Военкоры».
Блиц - вопрос, блиц - ответ:
1. Дата начала и окончания Второй мировой войны. (22 июня 1941г-9 мая 1945г).
2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? (Кантария и Егоров).
3. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны. (Т-34).
4. «Дорога жизни» - что это? (Дорога по Ладожскому озеру из осаждённого Ленинграда).
5. Маршал, четырежды Герой Советского Союза. Кто это? (Маршал Г. Жуков.)
Приложение 9
Готовая работа отдела писем
Уважаемый Анатолий Сергеевич!
Нам, представителям нового молодого поколения, очень трудно подобрать слова, чтобы обратиться к Вам: товарищ, господин, милый, дорогой, уважаемый человек… Вы - ветеран Великой Отечественной войны, которая отняла миллионы жизней; войны, которая оставила детей сиротами, жён – вдовами, матерей – навечно плачущими, страдающими и скорбящими. К Вам, защитник России, мы обращаемся в день Великой Победы.
Дорогой нашему сердцу человек! Сегодня мы хотим в очередной раз поклониться Вам и сказать сердечное «Спасибо» за то, что мы сейчас живём, за то, что вы дали возможность счастливо жить и работать нашим родителям. Всё это мы имеем только благодаря Вам.
Мы глубоко ценим Ваш подвиг, Ваш бесценный дар. Вы прошли немало дорог, испытали немало горя на этой суровой войне.
Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя всё меньше боевых товарищей, это последний сухарь во взводе, разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.
Уважаемый ветеран! Сегодня, когда приближается 9 мая 2013 года, мы хотим попросить прощение за то, что Вам пришлось пережить в те тяжёлые военные годы, и, в особенности, за то, что Вам приходится переживать теперь.
Низкий поклон Вам за ваш подвиг! Именно Вы своим нелёгким солдатским трудом ковали Победу, создавали будущее. Мы знаем, что Вам сейчас нелегко наблюдать за переменами, которые происходят в России. Теперь пришёл наш черёд отстаивать гордость и честь страны, помочь ей не исчезнуть в кипящей морской пене ключевых мировых проблем и перемен. И мы, сегодняшнее поколение молодых, равняясь на Ваш героический подвиг, обещаем постараться сделать всё ради того, чтобы отстоять честь страны, не запятнать Ваше доброе имя позором, не дать кануть в века великому подвигу советских воинов.
Спасибо Вам большое, уважаемый ветеран, за то, что Вы подарили нам мир, покой и возможность счастливо жить и строить своё будущее, растить детей, радоваться каждому новому дню.