Имя прилагательное
ГБОУ лицей 554
Приморского района Cанкт-Петербурга
Одной из приоритетных задач системы образования является сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни. А для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
При построении урока необходимо учитывать динамику внимания учащихся. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы.
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного (5 класс)
Цели урока:
Познавательные: создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение проводить самооценку.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.
Регулятивные: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование предстоящей работы; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Методы обучения: словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
- морфологическому разбору имени прилагательного
Получат возможность научиться:
- безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Эпиграф: (слайд №1) Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок? Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Слова какой части речи вы использовали в своих ответах? |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
|||
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Сценка из комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль» Эвристическая беседа по теме урока. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. |
В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. Инсценирование (2 учащихся): Митрофан: Много. Существительна да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь, котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан: И ведомо. Фронтальный опрос: Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №2): 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Как изменяются имена прилагательные? 4) Какую форму могут иметь имена прилагательные? 5) С какой частью речи согласуются прилагательные? 6) Каким членом предложения являются? (слайд №3) |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят сценку, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению |
Устные ответы |
||
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Проблемный вопрос: А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? |
Отвечают на вопросы, слушают других. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы | ||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности |
Уточните тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (слайд №4) Синтаксическая 5-минутка (слайд №5) Обратимся к эпиграфу: Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Вопросы для уточнения информации. Устные ответы | ||
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Организация рабочего места. Письменная работа по группам |
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (слайд №6). На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. ( «Жаворонок» В. Жуковский) Учитель: -Какую картину природы вы себе представили? -Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? -А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? -Назовите антоним к прилагательному тёмный. А что такое антонимы? -Назовите синоним к слову звонкий. Какие слова мы называем синонимами? Самостоятельно (слайд №7): 1) Определите количество грамматических основ в предложении. 2) Какими членами предложения являются прилагательные? На доске: - Выписать словосочетания (прил. + сущ.) А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного. Морфологический разбор прилагательного План разбора (слайд №8) I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., м.р., ед.ч.); краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число. III. Синтаксическая роль. |
Работают с заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы. Выполнение письменной работы | ||
6. Первичное закрепление с комментиро-ванием | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа | На доске разбор: тёмный лес. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме | Письменный разбор с комментированием | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов Физкультминутка |
Самостоятельно по рядам: пар тонкий, песню раннюю, жаворонок звонкий. Игра: «Найди лишнее» (слайд №9) Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные (слайд №10) Динамическая пауза Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Работа в парах (тексты на партах)(слайд №11). Вы должны вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. 1 ряд 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…) ночи слышится (…) пение птиц. 2 ряд 1.Наступило (…) лето. 2.Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. 3 ряд. 1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Морфологический разбор прилагательных (слайд №12): 1ряд - свежим воздухом, 2ряд - в зеленом лесу, 3ряд - маленькая птичка |
Выполняют задания Выполняют элементарные физические упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
Письменные работы | ||
8.Включение в систему знаний и повторение | Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Закрепление материала (слайд №13, 14, 15) Тест 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие 2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: а) медленный, верное, желтизна, белеть б) медленный, верное, жёлтый, белый в) медленный, верность, жёлтый, белый г) медлительность, белый, верность, жёлтый 3. Укажите род прилагательных в предложении: В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в): а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.) б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.) в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.) 4. Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в): а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.) б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.) в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.) Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в. Разгадать шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (слайд №16). 1 ряд Суффиксы взяты из слова «значительный», Корень из слова «переполненный», Приставка и окончание – из слова «исключительный». 2 ряд Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый», Приставку – в слове «выписать», Корень – в слове «преподносить». 3 ряд Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный», Приставка та же, что и в слове «приезд», Корень тот же, что и в слове «подлежащее». |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Тест Оценивание работы учащихся на уроке |
||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам |
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - цветы. Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не произошло – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая |
Познавательные:приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные:оценивают свою работу Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |
||