Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Малинина Светлана Павловна

 

1 и 2 спряжения глаголов

Цели:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного.

На доске написаны слова: с..диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

У. Прочитайте данные слова. Найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица наст. вр.. Все они пишутся с ь на конце.)

У. Назовите пропущенные буквы. На какие группы их можно разделить? Оформить на доске (в первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешьзамечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием –ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием –ишь)

Минутка чистописания

 Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания?

– -ешь, -ишь

Ешь ишь ишь ешь ешь ишь ишь ешь

– Внимательно посмотрите (на эту строчку) и скажите, пожалуйста, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке во время изучения новой темы?

– Сегодня мы должны ответить на вопрос: «Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и

Словарно-орфографическая работа (слайд 1)

 В каждой строке найдите лишнее слово и назовите в нем орфограмму. Соединив буквы орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

шка(в,ф), гра(в,ф), клю(в,ф);
ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(и,е)ства, с(е,и)няк;
грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
о вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е),о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

– Какое слово получилось?

– велеть

– Подберите синонимы к слову велеть.(слайд 2)

Велеть ,приказывать, принуждать.

– О чём говорит -ть на конце слова?

Неопределенная форма глагола.

– Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки. (Слайд 3)

 Что общего в данных пословицах и поговорках?

Общий смысл, об учебе.

– Прочитайте те из них, в которых нам велят что-то сделать.

– Выберите пословицу, которая соответствует новой теме урока.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

 Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Напишите эту пословицу по памяти. Подчеркните орфограммы.

III. Изучение нового материала.

– Проспрягаем глаголы нести, играть, ходить, велеть

У.  Что такое спряжение? (Спряжение – изменение глагола по лицам и числам). Выделите окончания.( Коллективная работа). По  окончании ее - слайд 3)

несу

играю

хожу

велю

несёшь

играешь

ходишь

велишь

несет

играет

ходит

велит

несем

играем

ходим

велим

несёте

играете

ходите

велите

несут

играют

ходят

велят

 

  – Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков.

– Что общего в этих окончаниях? (-е и –ут, -ют)

Глаголы, имеющие в окончании гласную –е, а в форме 3 лица мн. числа окончания –ут, -ют, - I cпряжения.

 Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков.

– Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков.

– и, -ат, ят

Глаголы, имеющие в окончании гласную –и, а в форме 3 лица мн. числа –ат,ят, - II спряжения.

 Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? (Ударные и безударные)

– Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (нет)

– Давайте ещё раз посмотрим, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? (слайд 4)

I спряжение

-ешь (-ёшь)

II спряжение

-ишь

-ет (-ёт)

-ит

-ем (-ём)

-им

-ете (-ёте)

-ите

-ут, (-ют )

-ат, -ят

 

 Вывод делаем с детьми и сравниваем с выводом в учебнике.(слайд 5 – «маленький секрет») Физкультминутка.

IV. Закрепление.

1. Упражнение 437.(устно)

2. Самостоятельная работа парами.

– Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все глаголы 1 спряжения.

В небе звездочки горят, в речке струйки говорят.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Роняет лес багряный свой убор, серебрит Мороз увянувшее поле..

3. Проверка

V. Обобщение

 Что нового узнали на уроке?

– Обобщите наши рассуждения по плану:

Возврат к глаголам написанным на доске: светлеешь           сидишь

                                                                       Влезаешь             кричишь

                                                                       Замечаешь

                                                                       Чернеешь

и определение их спряжения

Итог урока:1.  «атака на троих» (3 уч-ся отвечают на вопросы класса                и оценивают их дети)

                       2. составление синквейнов в группах (слова: язык, урок, ученики, учитель)

Домашнее задание: стр. 190, Упр. 439.