Изобразительно-выразительные средства словообразования
Кузнецова Марина Анатольевна
Предмет | Русский язык |
Класс | 10 класс |
Тема урока | Изобразительно-выразительные средства словообразования. |
Программа | А.И.Власенков, Л.И.Рыбченкова |
Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная) | Учебная – уметь анализировать роль словообразовательных средств выразительности в художественных текстах разных жанров, анализировать синонимические возможности языка Развивающая – совершенствовать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, владение выразительными средствами языка Воспитательная – осуществлять эстетическое воспитание через анализ текста, воспитывать любовь к родному языку, культуре народа |
Тип урока | Урок развития речи |
Основные термины и понятия для изучения | Вариативность народной сказки, символ, образ, авторская позиция, идейный смысл произведения; суффиксы субъективной оценки, синонимия в составе языка. |
Оборудование | Дидактический материал на каждого ученика, проектор, аудиозапись |
Формы работы | Комплексный анализ текста, творческая работа |
Методические приемы мотивации обучения | Обращение к опыту учащихся, творческое осмысление текста |
Межпредметные связи | Литература |
Этап урока | Время, мин. | Приёмы и методы | Содержание деятельности |
Организация начала урока | 0,5 мин | Проверка готовности к уроку | |
Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы). Обобщение отдельных фактов, понятий и явлений | 5 мин | Конструирование слов по модели Творческий диктант |
От данных слов образуйте существительные, обозначающие лицо. Употребляя необходимые суффиксы, скажите ласково о следующих предметах |
Анализ сказки «У страха глаза велики» | 15 мин | Анализ текста, проблемный вопрос, беседа | Слушаем аудиозапись, отмечаем вариативность сказки. Почему именно в этом месте текст изменился? На что особо обращает наше внимание рассказчик? Какими языковыми средствами он достигает этого эффекта? |
Анализ миниатюры Ф.Сологуба «Глаза» | 10 мин | Анализ текста, словесное рисование | Что, по вашему мнению, будут представлять из себя люди – обладатели глаз, глазенок, гляделок? |
Творческая работа | 10 мин | сочинение | Продолжить диалог, введя дополнительно слова глазищи, глазки, очи. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 3,5 мин | Открытый микрофон | Каждый говорит по предложению |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Задание на выбор | Поисковая работа или творческая |
- Ход урока.
- Организация начала урока.
- Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы). Обобщение отдельных фактов, понятий и явлений.
Для начала проведём эксперимент. Выполним ряд заданий. Смотрим на экран (задание на интерактивной доске).
Добавляя к данным глаголам и прилагательным различные суффиксы, образуйте имена существительные со значением лица.
Испытать, бороться, любить, исследовать, искать, разносить, переводить (с другого языка), ткать, смазать, обмануть, плавать, полировать, копировать, храбрый, умный, мудрый, гордый, счастливый.(ответ на доске с разбивкой по суффиксам)
Какие суффиксы мы использовали? Итак, значение существительных одно «обозначение лица», а суффиксы разные. Перед нами явление синонимии, в данном случае синонимия суффиксов: разными суффиксами выражено одно значение. Почему мы выбирали именно эти суффиксы? /Закреплено традицией, говорят только так/
Продолжим наблюдение. Следующее задание.
Употребляя необходимые суффиксы, скажите ласково о следующих предметах:
Рука, березка, ива, ночь, вода, дорога, мама, дед, Светлана.
Обратите внимание, появились варианты! Почему у последних слов вариантов больше, причем значительно больше? Так язык реагирует на речевую ситуацию.
А как же тогда с этими особенностями «работают» писатели, создавая художественное произведение? Проанализируем художественный текст.
3. Анализ сказки «У страха глаза велики».
Возьмем русскую народную сказку «У страха глаза велики». В чем главное отличие народной сказки от авторской? Что значит нет автора? Какова роль рассказчика? /отметить вариативность сказки/ Какие признаки, особенности сказки ещё можете назвать?
Перед вами текст сказки, один из вариантов. А другой вариант, не сильно отличающийся от данного, но всё-таки отличающийся, я вам предлагаю прослушать. Ваша задача – отметить, где тексты расходятся (подчеркнуть, выделить, обвести…)
Прослушивание аудиозаписи. Текст см. в приложении
Скажите, это сказка смешная или грустная? Что вызывает смех? Юмор всегда строится на несоответствии. Здесь что чему не соответствует. А теперь посмотрим, как рассказчик добивается этого эффекта.
Вернемся к нашим текстам. Где возникает вариативность? Что не совпало в текстах? Как вам кажется, почему именно здесь рассказчик добавляет, уточняет текст? /Конкретно по тексту см. в приложении/
Итак, обобщим: что помогает автору передать идейный смысл произведения?
- Анализ миниатюры Ф.Сологуба «Глаза»
Прочитаем текст. Как вы думаете, с какой целью рассказал нам автор о глазах?
Чтение учителем (текст см. в приложении)
- Как вы думаете, о чем данный текст? Какое предложение отражает смысл всего текста? (последнее) Почему мы говорим, что текст о людях, хотя это слово ни разу не прозвучало в тексте?
«Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли…» А кого встретили? /обладателей глазенок и гляделок/
Что, по вашему мнению, будут представлять из себя люди – обладатели глаз, глазенок, гляделок? Обратим внимание на прилагательные и глаголы, оказавшиеся рядом с синонимами глаза, глазенки, гляделки.
А если бы нам нужно нарисовать портрет этих людей, то мы бы их какими изобразили?
Посмотрите, опираясь лишь на одно слово, мы создали целые образы, столь отличные друг от друга. А в чем разница между этими словами в словообразовательном плане? Перед нами словообразовательные синонимы. В чем разница между этими словами в лексическом и стилистическом плане?
- Творческая работа
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего разговора. Каждый дайте ответ на один из предложенных вопросов
Я сегодня был удивлен…
Мне больше всего сегодня запомнилось…
Я неожиданно для себя отрыл…
Я вновь сегодня…
Мне удалось сегодня …
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Важно не только уметь чувствовать эти оттенки значений в текстах, но и уметь применять в своей речи такие слова, не путать слова, близкие по звучанию.
- Информация о домашнем задании
Использованная литература.
- Художественные тексты «У страха глаза велики», Ф.Сологуб «Глаза».
- Л.И.Новикова. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. М., Издательство «Экзамен», 2008.