Урок развития речи в 7 классе
Лицо России
Блинова Александра Александровна
Учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга.Пояснительная записка
1. Данный урок входит в цикл уроков, созданных в рамках лингвокультурологического направления в изучении русского языка.
2. Данное направление, на мой взгляд, позволяет добиться более глубокого осознания учащимися некоторых нравственных и социальных понятий, познакомиться с различным восприятием этих понятий в культурных традициях других стран, проникнуться уникальностью русской культурной традиции.
3.Уроки, созданные в рамках этой методики, позволяют вести последовательную работу по подготовке учащихся к сочинению в формате ЕГЭ, так как рефлексия на этих уроках проводится в форме создания сочинения-рассуждения.
4. Цикл уроков состоит из четырех занятий:
- Образ России в русском фольклоре.
- Образ России в народно-поэтической традиции
- Понятие «Родина».
- Понятие «Патриотизм».
5.Работа с ассоциативными образами является подготовительным этапом (5-7 классы).
6. Работа с культурными концептами основным этапом (8 -11классы).
7.В 6 классе возможно проведение урока в технологии французских мастерских, обобщающего материал первых двух уроков.
Цели данного цикла уроков:
1.Обучать моделированию текста на основе концептуального анализа слова.
2.Развивать устную и письменную речь учащихся, ассоциативно-образное мышление.
3.Воспитывать чувства уважения и любви к своей стране и к ее культурным традициям.
Структура урока развития речи с реализацией лингвокультурологического подхода.
- Создание творческой мотивации урока. (Определение функции данного концепта в жизни человека).
- Решение ЛКЗ (исследовательского, проектного и творческого типа), цель которых – моделирование общеязыкового («Что знает сам язык об этом концепте?») и художественного («Каким предстает данный концепт в художественной картине мира писателя?») концепта чувства.
- Создание речевых произведений на основе данного культурного концепта как результат моделирования личностного концепта ученика.
Ведущие жанры, развивающие
лингвокультурологическую компетенцию учащихся:
лингвокультурологическую компетенцию учащихся:
- метафорический портрет слова,
- эмоционально-ситуативный и этимологический этюды,
- эссе на основе концептов русской культуры (концептуальное эссе).
- ассоциативно-интуитивный,
- словарный,
- контекстуально-метафорический,
- концептуальный.
Урок развития речи
Урок – мастерская
с лингвокультурологическим подходом
«Лицо России»
Моделирование народно-поэтического портрета
России.
Цели урока:Урок – мастерская
с лингвокультурологическим подходом
«Лицо России»
Моделирование народно-поэтического портрета
России.
1. Сформировать образ России на основе народно-поэтических, литературных и культурных традиций.
2. Развивать чувство языкового чутья и ассоциативно-образное мышление.
3.Формировать навык моделирования экспрессивного текста, обладающего национально-культурной спецификой.
Задачи урока:
1.Сформировать представление о России как народно-поэтическом образе.
2.Развивать умение лингвистического анализа текста.
3.Моделирование экспрессивного текста, созданного в народно-поэтической традиции.
Эмоциональный индуктор:
- Песня «Гляжу в озера синие…» (Слова И.Шаферана, музыка Л.Афанасьева).
- Пейзажи России
1 этап
Вступительное слово учителя.
«Меня здесь русским именем когда-то нарекли…»
Егор, Дарья, Мария, Алена…
Россия.
Мы – часть ее, она – это мы
За каждым из наших имен стоит неповторимый мир нашей индивидуальности, а что же таит в себе гордое имя - Россия.
Мы с вами уже прикоснулись к этой тайне. Вы написали сочинения-миниатюры на основе сказочных ассоциаций. И сейчас мы с вами обратимся к ним.
2 этап
Анализ домашних сочинений-рассуждений на тему «Кто она, Россия: Царевна-лягушка, Царь-девица или?..».
- Чтение работ.
- Выпишите из своих сочинений прилагательные, которыми вы пользовались, описывая Россию.
- Прочитайте эти слова.
- Какой образ преобладает в ваших работах?
а. При обращении к фольклору выясняется, что в народно-поэтической традиции Россия принимает образ матери.
б. Учащиеся приближаются к мысли о «женственности русской земли» Н.Бердяев.
(Данная мысль важна для перехода ко второму уроку по этой теме.)
Форма работы – фронтальная.
- Стихотворение А.Блока «Россия». (Читает учитель)
Вопросы:
- Есть ли что-то общее в стихотворении Блока и ваших работах?
- Легко ли выразить лицо России?
3 этап
Творческая установка:
Ученикам предлагается закончить высказывание русского философа Георгия Федотова. «Трудно выразить лицо России…» Почему?
Требуется составить сложноподчиненное предложение.
- Закройте глаза. Что вы видите? (Учитель произносит слово Россия).
3. Построение ассоциативного ряда.
Итог: Портрет России слагается из разных элементов: природа, история, народ, культура.
Работа с раздаточным материалом:
4.Чтение составленных высказываний. (Трудно выразить лицо России, потому что у каждого свое, личное, восприятие России)
Чтение высказывания Г.Федотова целиком: «Трудно выразить лицо России, как все живое и все близкое».
- Как вы думаете, такое восприятие России присуще только вам и Блоку?
- Что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Провести исследование!
5. Создание текста по начальной фразе.
а. Название будущего текста «Лицо России».
б. Начальная фраза: «Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…».
в. Анализ стилистических особенностей фразы.
- Основной прием создания «живого образа» России – олицетворение: Россия-девушка.
- Постоянный эпитет (белая лебедушка).
- Традиционно-поэтическое сравнение женщины с образом птицы (словно белая лебедушка).
- Употребление суффикса с уменшительно-ласкательным значением (лебедушка).
Учитель: Скажите, в традиции какой культуры создано начало текста, предложенного вам?
- Где мы с вами встречались с таким способом создания образа?
Ученики: В русском фольклоре.
Учитель: Данная фольклорная традиция (изображение России в женском образе) наследуется поэтами 19-20 веков.
Работа с раздаточным материалом
- Выразительное чтение стихотворных фрагментов.
- Выявление связи деталей портрета с русским пейзажем.
- Выделение постоянных цветовых эпитетов, связанных с природой (алый румянец – цвет зари, косы золотые – цвет солнца, синие глаза – цвет неба).
д. Индивидуальная работа. Создание текста в русской поэтической традиции.
4 этап
Чтение работ.
Удалось ли нам с вами создать тексты в народно-поэтической традиции?
Приложения
Раздаточный материал.
Лицо России.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Русский философ Георгий Федотов, автор статьи «Лицо России», пишет: «Трудно выразить лицо России…» Почему?
Трудно выразить лицо России________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…
Глаза… 2. Лицо… Румянец…
а. Я покинул родимый дом, а. Алый – светло-, ярко-красный;
Голубую оставил Русь… самого густого цвета розы, яркой
(не золотистой) зари; багряный,
б. Васильками сердце светится, багрецовый (не багровый), краски
Горит в нем бирюза. боевых жил. Алая кровь. Алый
Я играю на тальяночке цветочек. Краше цвета алого,
Про синие глаза… белее снега белого.
( По словарю В.И.Даля)
в. О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку… б. Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
г. Опять передо мною голубое поле…
в. Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод…
3. Коса… пронизана лентой яркой.
а. Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
б. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
4. Сарафан и травушкой изукрашен
И цветочками-
5. А как речь-то говорит, словно…
Вот идет она, словно белая лебедушка плывет...
В_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
__Использованная литература:
__Использованная литература:
- Н.Л.Мишатина. «Как сердцу высказать себя?..». Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Санкт-Петербург. Издательство «Милена». 2002 год.
- Н.Л.Мишатина. «Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство «САГА» «Наука». 2004 год.