Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок развития речи в 7 классе

Лицо России 

Блинова Александра Александровна
Учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга.
 Пояснительная записка
1. Данный урок входит в цикл уроков, созданных  в рамках лингвокультурологического   направления в изучении русского языка.
2. Данное направление, на мой взгляд, позволяет добиться более глубокого осознания учащимися некоторых нравственных и социальных понятий, познакомиться с различным восприятием этих понятий в культурных традициях других стран, проникнуться уникальностью русской культурной традиции.
3.Уроки, созданные в рамках этой методики, позволяют вести последовательную работу по подготовке учащихся к сочинению в формате ЕГЭ, так как рефлексия на этих уроках проводится в форме создания сочинения-рассуждения.
4. Цикл уроков состоит из четырех занятий:
- Образ России в русском фольклоре.
- Образ России в народно-поэтической традиции
- Понятие «Родина».
- Понятие «Патриотизм».
5.Работа с ассоциативными образами является подготовительным этапом (5-7 классы).
6. Работа с культурными концептами основным этапом (8 -11классы).
7.В 6 классе возможно проведение урока в технологии французских мастерских, обобщающего материал первых двух уроков. 
Цели данного цикла уроков:
1.Обучать моделированию текста на основе концептуального анализа слова.
2.Развивать устную и письменную речь учащихся, ассоциативно-образное мышление.
3.Воспитывать чувства уважения и любви к своей стране и к ее культурным традициям. 
Структура урока развития речи с реализацией лингвокультурологического подхода. 
  1. Создание творческой мотивации урока. (Определение функции данного концепта в жизни человека).
  2. Решение ЛКЗ (исследовательского, проектного и творческого типа), цель которых – моделирование общеязыкового («Что знает сам язык об этом концепте?») и художественного («Каким предстает данный концепт в художественной картине мира писателя?») концепта чувства.
  3. Создание речевых произведений на основе данного культурного концепта как результат моделирования личностного концепта ученика.
 
Ведущие жанры, развивающие
лингвокультурологическую компетенцию учащихся:
 
  1. метафорический портрет слова,
  2. эмоционально-ситуативный и этимологический этюды,
  3. эссе на основе концептов русской культуры (концептуальное эссе).  
Четыре этапа работы с культурными концептами: 
  1. ассоциативно-интуитивный,
  2. словарный,
  3. контекстуально-метафорический,
  4. концептуальный. 
 
Урок  развития речи
Урок – мастерская
с лингвокультурологическим подходом
«Лицо России»
Моделирование народно-поэтического портрета
России.
Цели урока:
1. Сформировать образ России на основе  народно-поэтических, литературных  и культурных традиций.
2. Развивать чувство языкового чутья и ассоциативно-образное мышление.
3.Формировать навык моделирования экспрессивного текста, обладающего национально-культурной спецификой.
Задачи урока:
1.Сформировать представление о России как народно-поэтическом образе.
2.Развивать умение лингвистического анализа текста.
3.Моделирование экспрессивного текста, созданного в народно-поэтической традиции. 
Эмоциональный индуктор:
Ход урока:
1 этап
Вступительное слово учителя.
«Меня здесь русским именем когда-то нарекли…»
Егор, Дарья, Мария, Алена…
Россия.
Мы – часть ее, она – это мы
За каждым из наших имен стоит неповторимый мир нашей индивидуальности, а что же  таит в себе гордое имя - Россия.
Мы с вами уже прикоснулись к этой тайне. Вы написали сочинения-миниатюры на основе сказочных ассоциаций. И сейчас мы с вами обратимся к ним.
 
2 этап
Анализ домашних сочинений-рассуждений на тему «Кто она, Россия: Царевна-лягушка, Царь-девица или?..».
(В процессе обсуждения работ учащимся предлагается объяснить, почему образ России у большинства из них имеет женский лик.
        а. При обращении к фольклору выясняется, что в народно-поэтической традиции Россия принимает образ матери.
        б.  Учащиеся приближаются к мысли о «женственности русской земли» Н.Бердяев.
(Данная мысль важна для перехода  ко второму уроку по этой теме.) 
Форма работы – фронтальная.
Лексическая работа. ( Объяснение значения слова «плат»). 
Вопросы:
- Есть ли что-то общее в стихотворении Блока и ваших работах?
- Легко ли выразить лицо России? 
3 этап
Творческая установка:
 Ученикам предлагается закончить высказывание русского философа Георгия Федотова. «Трудно выразить лицо России…» Почему?
 Требуется составить сложноподчиненное предложение.
- Закройте глаза. Что вы видите? (Учитель произносит слово Россия).
3. Построение ассоциативного ряда.
   Итог: Портрет России слагается из разных элементов: природа, история,   народ, культура.
Работа с раздаточным материалом: 
4.Чтение составленных высказываний. (Трудно выразить лицо России, потому что у каждого свое, личное, восприятие России) 
   Чтение  высказывания Г.Федотова целиком: «Трудно выразить лицо России, как все живое и все близкое».
Работа с раздаточным материалом.
5. Создание текста по начальной фразе.
     а.  Название будущего текста «Лицо России».
     б.  Начальная фраза: «Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…».
     в. Анализ стилистических особенностей фразы.
- Основной прием создания «живого образа» России – олицетворение: Россия-девушка.
- Постоянный эпитет (белая лебедушка).
- Традиционно-поэтическое сравнение женщины с образом птицы (словно белая лебедушка).
- Употребление суффикса с уменшительно-ласкательным значением (лебедушка). 
Учитель: Скажите, в традиции какой культуры создано начало текста, предложенного вам?
- Где мы с вами встречались с таким способом создания образа? 
Ученики: В русском фольклоре. 
Учитель: Данная фольклорная традиция (изображение России в женском образе) наследуется поэтами 19-20 веков.
 Работа с раздаточным материалом
- Выразительное чтение стихотворных фрагментов.
- Выявление связи деталей портрета с русским пейзажем.
- Выделение постоянных цветовых эпитетов, связанных с природой (алый румянец – цвет зари, косы золотые – цвет солнца, синие глаза – цвет неба).
д. Индивидуальная работа.  Создание текста в русской поэтической традиции.
4 этап
Чтение работ.
Удалось ли нам с вами создать тексты в народно-поэтической традиции? 
 
Приложения 
 
Раздаточный материал.
Лицо России.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
2.Русский философ Георгий Федотов, автор статьи «Лицо России», пишет: «Трудно выразить лицо России…» Почему?
Трудно выразить лицо России________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Вот идет она, словно белая лебедушка плывет…
 
Глаза…                                              2. Лицо… Румянец…
а. Я покинул родимый дом,                  а. Алый – светло-, ярко-красный;
    Голубую оставил Русь…                      самого густого цвета розы, яркой
                                                                     (не золотистой) зари; багряный,
б. Васильками сердце светится,               багрецовый (не багровый), краски
    Горит в нем бирюза.                              боевых жил. Алая кровь. Алый
    Я играю на тальяночке                          цветочек. Краше цвета алого,
    Про синие глаза…                                  белее снега белого.
                                                                      ( По словарю В.И.Даля)
в. О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку…                   б. Глупое, милое счастье,
                                                                       Свежая розовость щек!
г. Опять передо мною голубое поле…
                                                                    в. Хорошо бы, как ветками ива,
                                                                Опрокинуться в розовость вод… 
                          3. Коса… пронизана лентой яркой. 
а. Я навек за туманы и росы
   Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан… 
б. Звени, звени, златая Русь,
     Волнуйся, неуемный ветер!
     Блажен, кто радостью отметил
     Твою пастушескую грусть.
     Звени, звени, златая Русь… 
   4. Сарафан и травушкой изукрашен
        И цветочками- 
   5. А как речь-то говорит, словно… 
Вот идет она, словно белая лебедушка плывет... 
В_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
__
Использованная литература: 
  1. Н.Л.Мишатина. «Как сердцу высказать себя?..». Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Санкт-Петербург. Издательство «Милена». 2002 год.
  2. Н.Л.Мишатина. «Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство «САГА» «Наука». 2004 год.