Учебный диалог на уроках словесности
Шкенева Татьяна Владимировна
Учитель должен быть не энциклопедическим словарем, а Сократом
П.Блонский
Прочитав эпиграф, Вы подумаете: «Почему Сократом?» Может быть потому, что имя это давно уже стало синонимом (и символом!) Диалога: диалога общения и диалога познания?П.Блонский
Выбор речевых форм общения с учениками во многом индивидуален, личностен, но особая значимость диалогических форм в процессе обучения предопределена самим характером мыслительно-речевой деятельности обучающегося:
«Мышление... почти всегда многомерно, полифонично,
предполагает «правильные» ходы отвлечения, утверждения и опровержения. Лишь в условиях многомерного диалога оно выступает в своем развитом виде, включающем и постановку проблем, и поиск решения, и выражение несогласия с найденным решением, и необходимость доказательства уже обнаруженных решений», - утверждают психологи.
Ориентация на диалогические формы познания особенно важна на уроках предметов гуманитарного цикла и прежде всего уроков словесности.
Постижение законов языка, знакомство с шедеврами литературы, познание мира через литературу на уроках словесности порождают у школьника особую потребность выразить свои мысли и чувства в адекватной речевой форме. Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей любого из уроков русского языка и литературы, не говоря уже о специальных уроках развития речи.
Освоение эвристического метода древнегреческого философа обогащает педагогику сотрудничества: выстраивая диалог с учениками, Сократ все время выражал искреннюю заинтересованность, поощрял и поддерживал собеседников, провоцировал и незаметно вел - через вопросы и ответы - к рождению истины. Сократовский диалог помогает вызвать критическое отношение к догматическим формам познания и ведет к активному поиску, а значит - и к радости самостоятельного обретения нового знания.
Такое общение - диалог равных партнёров. Естественно, что равенство это условно: социальные роли партнеров асимметричны, учитель всегда будет коммуникативным лидером. Важно сохранить эмоциональный климат равенства, признав право ученика задавать вопросы, высказывать сомнение в однозначности понимания изучаемого явления, его свойств и право защищать свою точку зрения.
Важно сохранить личностное восприятие учебного материала и помочь школьнику найти речевые средства выражения мысли. Психологи утверждают, что дети мыслят более активно и свободно, чем говорят. Они могут фантазировать, предполагать, но выстраивая своё высказывание, боятся отойти от привычных представлений: повторить, воспроизвести прочитанное или услышанное всегда проще, «безопаснее». Чем раньше будет разрушен этот стереотип - тем скорее и активнее пойдет развитие самостоятельного мышления и речи ученика.
Целенаправленный учебный диалог - вот путь движения к собственным открытиям, к постижению сущности изучаемого явления. В науке это явление давно изучено и описано, но пусть ученик сделает, попытается сделать это «открытие» сам. Согласитесь, что трудно найти лучший способ активизации познавательной деятельности и «учение с увлечением».
В учебном диалоге речевое действие учителя определяется постановкой вопросов и тактичной коррекцией ответов, а действия учеников - поисками и самостоятельной формулировкой ответов, возможными встречными вопросами.
Учебный диалог используется мною на уроках словесности как:
- диалогическая форма общения при анализе художественного произведения на уроках литературы;
- анализ кратких занимательных рассказов на уроках русского языка;
- освоение предметных знаний и формирование речевых умений в процессе учебной игры;
- сочинение лингвистических сказок;
- групповая игра в журналистов, деловых людей, изобретателей.