Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Еремеева Инна Анатольевна
 ГБДОУ №18 воспитатель



В статье даётся характеристика связной монологической речи у детей дошкольного возраста, особенности её развития на разных возрастных этапах и виды творческих заданий по обучению различным видам монологической речи.
  
 

Каждое слово языка, каждая его форма, каждое
выражение есть результат мысли и чувства человека,
через которые отражается в слове природа страны и
история народа.
 К.Д.Ушинский

 
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания наших дошкольников.
Ребёнка можно обучать и воспитывать, но нельзя заставить выживать и развиваться. Чтобы он хотел жить и хотел узнавать, необходимы условия. И успешное решение нашей задачи зависит от многих условий – социального окружения, речевой среды, семейного благополучия, познавательной активности дошкольника, индивидуальных особенностей личности, комфортной обстановки, стабильности и т. д.
Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической.
В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:
·        Описание (мир в статике) – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи  раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта).
Назначение описания – запечатлеть какой-нибудь момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.
В описании употребляются языковые категории, раскрывающие сополагающие признаки фактов, явлений, предметов: слова с качественным и пространственным значением,  именные конструкции, формы настоящего времени глаголов.
·        Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.
·        Повествование (события в движении и во времени) – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий.
При помощи повествования передаётся развитие действия или состояние предмета.
         Можно выделить различные формы повествования.
По утверждению Т.А. Ладыженской, разновидностью повествования является рассказ, в котором различаются: завязка, кульминация, развязка. Схему повествования Т.А. Ладыженская представляет следующим образом:
vНачало события
vРазвитие события
vКонец события
М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.
         Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.
         Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Функции монологической речи:
 
 
Монологическая речь

 
Воздействующая
Информативная
Эмоционально- оценочная
   
   
-побуждение к действию либо предотвращение действия
 
-убеждение в правильности тех либо других мыслей, убеждений, взглядов, действий
- описание событий, действий, состояний
 
-сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности
-обращение внимания на художественную форму (подбор эпитетов, сравнений, метафор на обращенную речь)
 
  Под связной речью понимается логическое, развернутое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что связная речь – такая речь, которая понятна на основе её собственного предметного содержания.                    Показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка – это связная речь, которая является результатом общего развития речи (Л.С Выготский, Д.Б Эльконин).
   Cвязное высказывание отражает уровень развития ребенка: речевого, умственного и эмоционального, оно показывает, насколько ребенок владеет словом, богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи, умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять  слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно и грамотно отражало замысел говорящего.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:
·        соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели.
·        строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью
·        отбирать адекватные лексические и грамматические средства
·        пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации
·        соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств.
Отсюда следует, что « теоретической основой рассмотрения связной речи как продукта является такая область языкознания, как лингвистика текста, изучающая его содержательную и структурную стороны» (И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик, С.И. Гиндин, Л.М. Лосева) .
         И по современным представлениям, скорее текст, а не предложение, является реальной единицей речевого общения. На уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.
         Организованный вид речи  требует специального речевого воспитания.
Монологическая речь является относительно развернутым видом речи и в большой степени она произвольна.
         Произвольность монологической речи предполагает, в частности, избирательно пользоваться уместными для данного высказывания языковыми средствами. В исследованиях  А.А.Люблинской, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец по проблеме развития связной монологической речи рассматриваются вопросы о функциях, формах и содержании связной речи, о взаимосвязи умственного развития детей и развития связной речи.
         Исследования, наблюдения, тестирование показали, что уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми закладываются  основы будущей связной речи. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной.
         Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.
         Анализ результатов исследования показал, что дети допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте. Многие дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их  рассказах  часто присутствуют элементы повествования и описания. Текст   приобретает вид контаминированного. Происходит контаминация двух имен существительных, одно из которых уже известно ребёнку, другое неизвестно, только что услышано, но по звуковой форме близко известному. И незнакомое слово становится основой нового слова, взаимодействуя с ним и принимая на себя значение первого. Таким образом, такое семантическое пространство двух слов сближается.
     Необходимо отметить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается такое явление, как монологизирование. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Такую речь можно назвать эгоцентрической. И монологическую речь как речь эгоцентрическую противопоставляем речи социализированной.
     Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи можно отнести различные формы приноравливающейся информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы.
     Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс.
Среди ассоциативных реакций преобладаю экстралингвистические (внеязыковые). Связные (описательные) рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества. Иногда среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Всё это отражение индивидуальных особенностей овладения семантической стороной языка. Причины, определяющие индивидуальные различия в овладении семантическими средствами родного языка.
Наши эксперименты показали, что индивидуальные особенности употребления и понимания детьми четвёртого и пятого года жизни семантических единиц определяется следующими факторами:
1)    автономность развития различных уровней языковой системы: фонематического, грамматического и лексического;
2)    уровень развития лексико-семантической системы ребёнка;
3)    степень влияния экстралингвистических причин на речевое поведение ребёнка.
 
 Спонтанные высказывания, которые говорят об отсутствии каких-либо коммуникативных намерений: ребёнок не стремится получить новую информацию или что-то сообщить.  Его речь отражала его субъективное состояние. И происходит несоответствие между речевым поведением ребёнка и участником коммуникации.
Особенности лексико-семантической системы проявляются в организации связного текста. Дети строят тексты  описательного характера, повествовательные тексты. Происходят паузы, повторы, запинки, меняется темп речи.
 При совместной деятельности, для индивидуальных упражнений с детьми необходимо учитывать роль ремы в организации связного текста. Выделение ремы в пределах предложения заставляет детей ориентироваться на выражающие её содержательные средства. Ориентировка на рему (ядро, содержание высказывания) способствует порождению текстов описательного характера. Ребёнку предлагается придумать продолжение начатого взрослым рассказа. Ребёнок ориентируется именно на то слово, которое выносится в позицию ремы.  
 
Собственные исследования показали, что монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, у детей дошкольного возраста является средствами выражения и эмоциональной разрядки. И при монологической речи говорящий ребёнок воздействует на самого себя всей той гаммой риторических и лирических средств, которыми располагает эта речь.
     Необходимо отметить, что монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и её она выполняет специфическим образом: мысль, произнесённая вслух, приобретает большую осязательность.
     У дошкольника повышенная эмоциональная возможность и большая потребность в эмоциональной разрядке. Отсюда потребность и в том, чтобы сделать мысль и внутреннее переживание внешне обязательным фактом. Поэтому монологизирование наблюдается относительно часто.
     Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативная, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний.
     С психологической точки зрения монолог неестественен, потому что согласно теории коммуникации речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая в объеме и во времени.
     Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика интонации, жесты, инверсии, усиливающие повторения и многие другие средства выразительности, которыми ребёнок пользуется совершенно непроизвольно, но очень широко, часто значительно перевешивают то, что заключено в значении его слов.
Эмоционально-выразительные моменты сохраняются и в более старшем возрасте. И необходимо отметить, что степень этой эмоциональности зависит от индивидуально-типологических особенностей и от темперамента. В подготовительной группе эмоционально-выразительные моменты включаются как дополнительные моменты во внутренне связный смысловой контекст, но сначала они как - бы прерывают этот контекст, не дополняя, а заменяя его предметно-смысловое содержание.
     Ситуативность речи не есть функция возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения.
     Связная речь – основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Мы знаем основные характеристики связного развернутого высказывания:
·        тематическое и структурное единство
·        адекватность содержания поставленной коммуникативной задачи
·        произвольность, плановость и конспективность изложения
·        логическая завершенность
·        грамматическая связанность
Для детей дошкольного возраста характерны:
·        нарушение связности, пропуски смысловых звеньев повествования
·        нарушение логической последовательности повествования
·        незавершенность микротем
·        длительные паузы на границах фраз
·        возвращение к ранее сказанному.
Выражены лексические затруднения:
·        недостатки в грамматическом оформлении предложений
·        бедный запас слов
·        неправильное оформление связи слов
·        пропуски слов
·        ошибки в образовании глагольных форм
·        дублирование элементов фразы.
Развитие устной монологической речи имеет важное значение. Огромную роль играет речь в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими. У ребёнка развивается обобщающая функция мышления. Обобщающая и коммуникативная функция речи формируются в тесном единстве – с помощью речи ребёнок не только получает новую информацию, но и усваивает её.
         С помощью речи у ребёнка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает её более дифференцированной и обобщенной. И формирование монологической речи способствует овладению интеллектуальными операциями мышления, способствует развитию у ребёнка возможности адаптироваться в межличностных отношениях.
         В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи  с освоением звуковой стороны языка, грамматического строя языка, словарного состава. Важное место занимает работа над семантическим компонентом речи.
         Лишь шаг за шагом ребёнок переходит к построению речевого контекста, более независимо от ситуации. Появление этой формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребёнка с окружающими.
         По мнению М.И. Лисиной, форма речевого высказывания обусловлена пониманием ребёнка собеседником. Уже младшие дошкольники адаптируют свою речь к слушателю, и ответы последнего влияют на строение и содержание  будущей фразы.  Сфера общения ребёнка со сверстниками, начиная с трёх лет, более вербализована, и она скорее стимулирует к использованию речи, чем коммуникации с взрослым. Взрослый легко понимает ситуативную речь ребёнка. Сверстник воспринимает своего партнёра только в конкретной наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, то есть контекстные высказывания. И в общении со сверстниками речь ребёнка становится связной и лексически более разнообразной.
         Исследователи делают вывод о ведущей роли взрослого и его требований к речи ребёнка в её развитии и о необходимости учёта в этом влияния характера задания, ситуации общения.
         Речевое общение – это живой мотивированный процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
         Любое высказывание, монолог требует развития следующих умений:
üпонимать тему
üотбирать материал к высказыванию
üсистематизировать материал
üсовершенствовать высказывание
üстроить высказывание в определенной композиционной форме
üвыражать свои мысли правильно.
Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие связной монологической речи протекает по схеме:
 
Развитие связной монологической речи.
 

Лексико-грамматический строй речи.
Фразовая речь.
Рассказывание.
 
 
 
 

       
   
 
Творческое рассказывание
 
 
   Пересказ
                                                
Рассказывание по картине
 
Рассказ=описание
 
 
 
 
 
   Педагогами-психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах.
   Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей и интерес к совместной деятельности.
   Развитие речи-монолога очень важно ещё и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И если младшие дошкольники могут составить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет и привносить в него свои элементы.
   Первые игры-занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения.
 
 
 
 
 
 
 

Виды творческих игр-заданий по обучению разным видам монологической речи.

  Виды игр-заданий
По картине
 
 
Игры и упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картин («Самый внимательный» и т.п.)
Придумывание названия к каждой последовательной картинке данной серии (к каждому фрагменту, эпизоду)
Придумывание названия к картине или серии картинок.             Придумывания разных вариантов названия. Темы
из личного опыта.
 
Обучение рассказыванию
 
Составление завязки к изобразительному действию
(с опорой на речевой образец педагога).
Составление текста коллективно (командами).
Упражнения в составлении приложений по данному слову (словоформе) с учетом картин.
Придумывание предложения к действию, изображенного на картине.
Восстановление содержания изображенного на картине, закрытого экраном (фрагмент не показывается), опираясь при этом на вопросы воспитателя.
Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
Сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. Взрослый начинает её, помогая связками «однажды», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось». В конце истории ребёнок придумывает заглавие.
Сочинение историй, используя элементы песочной терапии.
Самостоятельное словесное творчество, специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок.
Игры-фантазии на основе восприятия музыкальных произведений.
Сочинение сюжетных историй на основе логики развития музыкального образа произведения («сочиняем музыкальную сказку». Музыкально-игровые сюжеты.
Обучение пересказу
 
Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим пересказом рассказов оп выполненным рисункам.
Инсценировка сказки (самостоятельное разыгрывание и озвучивание сказки с помощью настольного театра) Монологическая речь излагается в более полной форме, в логической последовательности.
Изображение отдельных персонажей и отдельных эпизодов рассказа или сказки и их словесное описание.
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
Восстановление деформированного текста с последующим пересказом:
  -восстановление нужной последовательности предложений
  -подстановка в текст пропущенных словосочетаний
Составление ”творческих пересказов”, заменяя при этом место действия, действующие лица, изменяя изложение события сказки или рассказа, время действия происходящего.
Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения с помощью наглядной схемы, картинного панно.
Мини-этюды, направленные на развитие воссоздающего воображения.
Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на 3 части: зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст.
                            
Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами,  потешками, фольклорными формами,  звукоподражаниями.
 Необходимо направлять ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи, которая изначально должна решаться на материале небольшого рассказа, объем которых не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоящем из нескольких смысловых частей.
 На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.
 Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения-все эти действия требуют достаточного уровня развития связной речи – и диалогической, и монологической.
 И развитие связной речи является центральной задачей речевого восприятия детей. Это обусловлено его социальной значимостью и ролью в формировании личности.
 Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания, специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.
 А.М. Леушина внесла огромный вклад в разработку проблемы развития связной речи и предлагала ”вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство её потенциальных возможностей, для того, чтобы опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции её развития, обеспечить планомерное движение вперёд в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка в целом”.
 Подводить детей к этому сложному виду словесной деятельности необходимо постепенно, придерживаясь последовательности:
  -младший дошкольный возраст – привлечение к окончанию фразы, начатой воспитателем
  -средний дошкольный возраст – составление небольшого рассказа к собственным рисункам или придумывание частей рассказа
   -старший дошкольный возраст – привлечение к составлению плана высказывания, стимулирование творческой мысли.
 При овладении и обучении детей связной монологической речи необходимо сказать о зоне ближайшего развития.  “Обучение тогда хорошо,- писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и  заключается главнейшая роль обучения в развитии.” Обучение создаёт зоны ближайшего развития, то есть те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребёнка, в первую очередь, с взрослым, но «продлевая внутренний ход развития», через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребёнка. Данные современных психологических, психолингвистических и педагогических исследований требуют построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.
 По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет сочинять, рассказывать, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эмоционального и эстетического развития.
 
 
Список используемой литературы:
 
1.     Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., 1994
2.     Брудный А.К. К проблеме понимания текста. Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974
3.     Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1974
4.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1996
5.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956
6.     Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., 1993
7.     Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949
8.     Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль. 2004
9.     Крутецкий В.А. Психология. М., 1986
10.                       Лисина М.И. Общение с взрослыми. Психологическая подготовка детей к школе. Кишинёв. 1987
11.                       Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д.Хомской, Ростов Н/Д, 1998
12.                       Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М., 2001
13.                       Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. М., 1998
14.                       Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 2001
15.                       Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981