Дайджест_I

Дайджест_I
Размер файлов:
1.69 MB
Дата:
11 апреля 2014
Загрузки:
5230 x

Дайджест журнала
«Экстернат.РФ»
Выпуск I
Опыт работы по новым стандартам
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
2
Опыт работы по новым стандартам. Дайджест журнала
«Экстернат.РФ.» / под ред. Т.В.Шадриной. Вып. 1– СПБ: НОУ «Экспресс»,
2014.
3
Вы держите в руках первый номер дайджеста журнала «Экстернат.РФ».
Журнал начал свою жизнь три года назад, и сегодня уже можно подводить
первые итоги. За три года работы журнал собрал более трех тысяч
подписчиков, большинство из которых – наши постоянные и активные авторы.
Вокруг журнала собираются члены «Педагогического клуба», которые
участвуют в работе семинаров, вебинаров, посещают курсы повышения
квалификации, участвуют во встречах с представителями педагогической
общественности. Все авторы, опубликовавшие работы в журнале, имеют
собственный сайт, который успешно используют в своей работе. Объединение
сайтов позволило создать единую сеть, в которой задействована значительная
часть петербургских воспитателей детских садов, школьных учителей,
преподавателей учреждений среднего профессионального и дополнительного
образования, а также сотрудники различных зарубежных образовательных
организаций.
В нашем электронном журнале много возможностей для тех, кто готов
делиться своим опытом и с интересом относится к наработкам своих коллег.
О том, насколько востребованы материалы, расположенные на страницах
журнала, говорят счетчики просмотров и скачиваний, которые расположены
против каждой публикации. Возможность перевода сайта на другие языки
расширила географию участников: кроме представителей 26 регионов нашей
страны, теперь на сайте есть и педагоги из Литвы, США, Турции, Украины,
Эстонии, Швейцарии. Интерес к журналу проявляют и преподаватели высших
учебных заведений, а также студенты, заинтересованные в создании
собственного портфолио. Наиболее активные члены «Педагогического клуба»
попадают на Доску почета и становятся VIP-авторами «Экстернат.РФ», получая
в благодарность за своё деятельное участие в жизни журнала дополнительные
привилегии.
В связи с вступившей в силу с начала этого учебного года новой
редакцией Закона «Об образовании в Российской Федерации», внесшем
серьёзные изменения в систему преподавания на разных уровнях обучения,
потребность педагогов в практических рекомендациях коллег очень велика.
В сборнике, который вы держите в руках, собраны педагогические публикации,
связанные с введением новых образовательных стандартов. Актуальность
данных материалов не вызывает сомнения: рейтинг работ на сайте журнала
«Экстернат.РФ» показывает большой интерес читателей к данной теме.
Надеемся, этот выпуск дайджеста станет вам хорошим подспорьем
в каждодневной работе.
От редакции
4
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА
Планирование воспитательно-образовательной работы
в подготовительной к школе группе детского сада
Т.В. Коробова
Планирование воспитательно-образовательной деятельности с учетом
ФГТ1 является одной из самых сложных задач, стоящих перед педагогами ДОУ.
В данной статье предлагается вариант планирования воспитательно-
образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ.
Современная педагогика стремится осмыслить целостный
педагогический процесс с позиции управленческой науки. Что же такое –
управление? В энциклопедическом словаре приводится следующее
определение: «Управление – это функция организованных систем различной
природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры,
поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей».
Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная
реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность
деятельности руководителя. Применительно к группе ДОУ речь идет о воспитателе.
План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ –
основной документ, на основе которого строится деятельность педагогов.
Планирование – это целесообразная организация педагогического
процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить
внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и
облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду
принципиальных требований. В первую очередь, это – единство долгосрочного
и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания
воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного
характера планирования, сочетание стабильности и гибкости. Планирование
воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным,
если соблюдены три главных условия:
 есть объективная оценка уровня знаний воспитанников группы
в момент планирования;
 имеется четкое представление о тех результатах и уровне работы,
которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
1 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6.2), приказом Министерства образования
и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре
основной общеобразовательной Программы дошкольного образования.
5
 осуществлен выбор оптимальных путей, средств, методов, которые
помогут добиться поставленных целей, а значит, – получить
планируемый результат.
План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ должен
обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе
его реализации возможны уточнения и корректировка в зависимости от
объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, при
составлении плана следует учитывать принципы научности, оптимальности,
комплексности, перспективности и коллегиальности.
В соответствии с ФГТ возможно выделить следующие основные
требования к планированию воспитательно-образовательной работы
в группах ДОУ:
1. Комплексно – тематический принцип построения образовательного
процесса.
2. Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при выполнении
режимных моментов.
3. Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах
работы с детьми (это коммуникативная, двигательная, познавательно-
исследовательская, трудовая, музыкально- художественная деятельность,
чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
4. Ежедневно должна проводиться планомерная совместная
образовательная деятельность воспитателей и детей, а также
создаваться условия для самостоятельной детской деятельности
с учетом ФГТ по следующим образовательным областям: здоровье
(З), физкультура (ФК), безопасность (Б), социализация (С), познание
(П), труд (Т), коммуникация (К), художественное творчество (ХТ),
чтение художественной литературы (Ч), музыка (М).
В соответствии с данными требованиями возможно применить
следующую форму планирования воспитательно-образовательной работы
в группе ДОУ. –
1. Программно-методическое обеспечение группы (указываются базовая
программа и перечень парциальных программ, по которым на основании
ООП ДОУ работают педагоги в данной группе).
2. Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении
образовательно-воспитательной работы (см. Приложение 1).
6
3. Комплексно-тематическое планирование (см. Приложение 2).
4. Перспективное годовое планирование (возможен поквартальный
вариант) по образовательным областям (с учетом базовой и
парциальных программ и с учетом возраста детей):
• Здоровье. В этом разделе рекомендуется дополнительно отразить
перспективное планирование по месяцам или по неделям на основе
здоровьесберегающих методик: точечный массаж, дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.
• Физкультура. В этом разделе рекомендуется дополнительно отразить
перспективное планирование по месяцам или по неделям комплексов
утренней и бодрящей гимнастик, подвижных игр, физминуток и т.д.
• Познание.
• Коммуникация. В этом разделе рекомендуется дополнительно
отразить перспективное планирование (по месяцам или по неделям)
упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной
гимнастики, пальчиковой гимнастики и т.д.
5. Недельная циклограмма планирования. В плане работы размещается
только обобщенная форма циклограммы. Оформлять циклограмму
еженедельно нецелесообразно, так как эта работа будет дублироваться
таблицей ежедневного планирования (см. Приложение 3).
6. Таблица ежедневного планирования (см. Приложение 4) и образец ее
заполнения (см. Приложение 5).
Таким образом, пункты 1 – 5 оформляются в Плане работы однократно,
в начале учебного года. В дальнейшем ежедневно воспитатели заполняют
только Таблицу ежедневного планирования, что значительно сокращает
временные затраты на оформление документации.
Ниже представлен практический материал (Приложения 1–5) для
составления Плана воспитательно-образовательной работы в подготовительной
к школе группе детского сада.
7
Приложение 1
Примерная интеграция образовательных областей при планировании
образовательно-воспитательной работы с детьми 6-7 лет
Вид деятельности
Базовая
образовательная
область (базовый вид
деятельности)
Периодичность
Примерная
интеграция
образовательных
областей
Совместная
образовательная
деятельность
взрослого и
детей
Непосредственная
образовательная
деятельность
Физическая
культура
3 раза
в неделю
ФК, З, Б, С, К,
М, Т
Познание
(конструктивная или
познавательно-
исследовательская
деятельность)
1 раз
в неделю
П (констр.), П
(познав.-исслед.
деят.), П
(ФЭМП), П
(сенс.разв.), С,
Т, К, ХТ
Познание
(формирование
целостной картины
мира, расширение
кругозора)
1 раз
в неделю
П (кругозор), Б,
С, К, Ч, ХТ, М,
Т
Познание
(формирование
элементарных
математических
представлений)
2 раза
в неделю
П (констр.), П
(познав.-исслед.
деят.), П
(ФЭМП), П
(сенс.разв.), С,
Т, К, ХТ
Коммуникация
2 раза
в неделю
К, Ч, Т, ХТ
Знакомство с
художественной
литературой
1 раз
в неделю
Ч, К, М, ХТ
Художественное
творчество
Рисование
1 раз
в неделю
ХТ, К, М, П
(кругозор), Т
Художественное
творчество
Лепка
1 раз
в 2 недели
ХТ, К, М, П
(кругозор), Т
Художественное
творчество
Аппликация
1 раз
в 2 недели
ХТ, К, М, П
(кругозор), Т
Музыка
2 раза
в неделю
ХТ, К, М, П
(кругозор), Т
Режимные
моменты
Утренняя
гимнастика
ежедневно
ФК, З, Б, К, С,
М
Комплекс
закаливающих
процедур
ежедневно
З, Б, К, С
8
Гигиенические
процедуры
ежедневно З, Б, К, С
Бодрящая
гимнастика
ежедневно
ФК, З, Б, К, С,
М
Ситуативные беседы
в режимных
моментах
ежедневно З, Б, К, С, П
Познавательные
беседы в режимных
моментах
ежедневно З, Б, К, С, П
Дежурства ежедневно Т, З, Б, К, С
Прогулки ежедневно
З, ФК, Б, К, П,
С
Чтение
художественной
литературы в
режимных моментах
ежедневно Ч, Б, К, С, П
Самостоятельная деятельность детей
Игра ежедневно
ФК, З, Б, С, К,
П, М, Ч, Т, ХТ
Самостоятельная
деятельность в
уголках развития
ежедневно
ФК, З, Б, С, К,
П, М, Ч, Т, ХТ
9
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование
Период Тема Итоговое мероприятие
1 квартал
ОСЕНЬ
Сентябрь
1 «День знаний»
Групповой праздник «День знаний»
(чаепитие с веселыми конкурсами и призами).
2
«Русские народные
промыслы»
Выставка детского творчества:
«Хохломские доски» (декоративное
рисование по дереву).
3 «Подарки природы»
Выставка поделок из природного
материала. Познавательная беседа «Лесные
загадки».
4
«Прогулки по
Петербургу»
Выставка детского творчества: «Осень в
Летнем саду» (рисование).
Октябрь
1 «Моя улица»
Выставка детского творчества: «Моя улица»
(аппликация, рисование). Викторина
«Правила дорожного движения» (с веселыми
конкурсами и призами).
2
«Веселая
математика»
Вечер математических развлечений.
3
«Здоровый образ
жизни»
Познавательная беседа «Растем здоровыми».
4 «Осень» Праздник Осени.
Ноябрь
1
«День народного
единства»
Вечер развлечений « Моя Родина – Россия».
2
«Сказки Корнея
Ивановича
Чуковского»
Выставка детского творчества: «Чудесное
дерево» (рисование + аппликация).
Викторина «Сказки Чуковского» (с веселыми
конкурсами и призами).
3
«Путешествие
капельки воды»
Выставка детского творчества: «Рыбы –
водные жители» (рисование, лепка,
аппликация, оригами). Познавательная
беседа «Круговорот воды в природе».
4
«Русские народные
сказки»
Выставка детского творчества:
«Русские народные сказки» (рисование,
лепка, аппликация, оригами).
2 квартал
ЗИМА
Декабрь
1 «Сказки Пушкина»
Вечер развлечений «Там, на неведомых
дорожках…»
2 «Зимние виды спорта»
Выставка детского творчества: «Зимние виды
спорта» (рисование, лепка, аппликация).
3 «Новый год» Новогодний праздник.
4 «Веселые мастерские»
Изготовление Новогодних открыток.
Новогоднее украшение группы.
10
Январь
2
«Портрет, пейзаж,
натюрморт»
Выставка детского творчества: «Зимний
пейзаж» (рисование).
3 «Неделя сказки»
КВН «Сказка» (русские народные,
авторские и зарубежные сказки). Выставка
детского творчества: «Волшебные птицы»
(рисование + аппликация).
4
«Мой любимый город
Санкт-Петербург»
Вечер развлечений «Экскурсия по Санкт-
Петербургу».
Февраль
1 «Зима»
Познавательная беседа «Зима –
волшебница».
2 «Неделя книги» Выставка любимых домашних книг.
3
«День защитника
Отечества»
Вечер развлечений «Папин праздник».
Изготовление праздничных открыток.
4 «Физкультура и спорт»
Вечер спортивных развлечений «Папа,
мама, я – спортивная семья». Выставка
детского творчества: «Спортивные игры»
(рисование, аппликация)
3 квартал
ВЕСНА
Март
1
«Международный
Женский день»
Праздник «Концерт для мам и бабушек».
Изготовление праздничных открыток.
2 «Растения вокруг нас»
Выставка детского творчества: «Цветы»
(аппликация, оригами).
3 «Мир насекомых»
Выставка детского творчества: «Бабочки»
(рисование, лепка, аппликация, оригами).
4 «Птицы»
Выставка детского творчества: «Павлин»
(рисование, лепка, аппликация, оригами).
Апрель
1 «Планета Земля»
Вечер музыкальных развлечений
«Космическое путешествие».
2 «День космонавтики»
Выставка детского творчества: «Космос»
(рисование, лепка, аппликация).
3
«Основы безопасности
жизнедеятельности»
Вечер развлечений: «Правила безопасного
поведения в разных жизненных ситуациях».
4 «Весна»
Познавательная беседа «Весна идет, весне
дорогу!»
Май
1 «День Победы»
Встреча с ветеранами. Концерт для
ветеранов.
2 «Моя семья»
Выставка совместных работ родителей и
детей «Генеалогическое дерево моей
семьи».
3
«До свидания, Детский
сад! Здравствуй,
Школа!»
Праздник «До свидания, Детский сад!».
4
«Виват, Санкт-
Петербург»
Праздник «Виват, Санкт-Петербург!»
11
Приложение 3
Циклограмма планирования образовательно-воспитательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Режимный
момент
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Ситуативная
беседа
Здоровье /
Физкультура
Ситуативная
беседа
Безопасность/
Социализация
Ситуативная
беседа
Художественное
творчество /
Труд
Ситуативная
беседа
Коммуникация/
Чтение
художественной
литературы
Ситуативная
беседа
Музыка /
Познание
Утренняя
гимнастика
(Комплекс
№…..)
Утренняя
гимнастика
(Комплекс
№…..)
Утренняя
гимнастика
(Комплекс
№…..)
Утренняя
гимнастика
(Комплекс
№…..)
Утренняя
гимнастика
(Комплекс
№…..)
Индивидуальная
работа
Коммуникация
Индивидуальная
работа
Художественное
творчество
(рисование)
Индивидуальная
работа
Познание
(ФЭМП)
Индивидуальная
работа
Познание
(кругозор,
конструкт. или
познават.-
исследоват.
деятельность)
Индивидуальная
работа
Художественное
творчество
(лепка /
аппликация)
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Непосредст-
венная
образова-
тельная
деятель-
ность
Познание
(кругозор)
Познание
(ФЭМП)
Коммуникация Познание (ФЭМП)
Физическая
культура
Художественное
творчество
(рисование)
Знакомство с
худож.
литературой
Познание
(конструкт. /
познават.-
исслед.
деятельность)
Художественное
творчество
(лепка/аппликация)
Коммуникация
Музыка
Физическая
культура
(на улице)
Музыка
Физическая
культура
Прогулка
1
Наблюдение
в природе
Наблюдение
в природе
Наблюдение
в природе
Наблюдение
в природе
Наблюдение
в природе
Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра
Индивидуальная
работа
по развитию
движений
Индивидуальная
работа
по развитию
движений
Индивидуальная
работа
по развитию
движений
Индивидуальная
работа
по развитию
движений
Индивидуальная
работа
по развитию
движений
Трудовые
поручения
Трудовые
поручения
Трудовые
поручения
Трудовые
поручения
Трудовые
поручения
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
12
Вечер
Бодрящая
гимнастика
(комплекс
№……),
закаливающие
и гигиенические
процедуры
Бодрящая
гимнастика
(комплекс
№……),
закаливающие
и гигиенические
процедуры
Бодрящая
гимнастика
(комплекс
№……),
закаливающие
и гигиенические
процедуры
Бодрящая
гимнастика
(комплекс
№……),
закаливающие
и гигиенические
процедуры
Бодрящая
гимнастика
(комплекс
№……),
закаливающие
и гигиенические
процедуры
Познавательная
беседа – ФК / З
Познавательная
беседа – С / Б
Досуг
музыкальный
или
физкультурный
Познавательная
беседа – Т / К
Познавательная
беседа – П / ХТ
Игра
дидактические,
настольно-
печатные,
развивающие
игры
Игра
конструктивные
игры
Игра
творческие,
режиссерские
игры
Игра
театрализованные
игры
Игра
сюжетно-ролевая
игра
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Чтение
художественной
литературы
Чтение
художественной
литературы
Чтение
художественной
литературы
Чтение
художественной
литературы
Чтение
художественной
литературы
Прогулка
2
Самостоятельная
деятельность
детей +
спортивные
игры
Самостоятельная
деятельность
детей +
игры с
природными
материалами
Самостоятельная
деятельность
детей +
спортивные
игры
Самостоятельная
деятельность
детей +
игры с
природными
материалами
Самостоятельная
деятельность
детей +
спортивные игры
Работа с
родителями
1.Индивидуальн
ые беседы по
итогам дня.
2.Консультации
по мере
необходимости
Работа с
родителями
1.Индивидуальн
ые беседы по
итогам дня.
2.Консультации
по мере
необходимости
Работа с
родителями
1.Индивидуальн
ые беседы по
итогам дня.
2.Консультации
по мере
необходимости
Работа с
родителями
1.Индивидуальные
беседы по итогам
дня.
2.Консультации по
мере
необходимости
Работа с
родителями
1.Индивидуальн
ые беседы по
итогам дня.
2.Консультации
по мере
необходимости
13
Приложение 4
Ежедневное планирование
_______________________________«____»____________20____
Совместная
образовательная
деятельность
взрослого и детей
с учетом
интеграции
образовательных
областей
Образователь-
ная деятель-
ность в
режимных
моментах
Утро
Ситуативная беседа:
Утренняя гимнастика, Комплекс №
Индивидуальная работа:
Самостоятельная деятельность детей
Прогулка 1
Наблюдение в природе:
Подвижная игра:
Индивидуальная работа:
Трудовые поручения:
Самостоятельная деятельность детей
Вечер
Бодрящая гимнастика, Комплекс №... Закаливающие и
гигиенические процедуры.
Познавательная беседа/досуг:
Игра:
Самостоятельная деятельность детей
ЧХЛ:
Прогулка 2
Самостоятельная деятельность детей + спортивные
игры/игры с природным материалом:
Работа с родителями —
1.Индивидуальные беседы по итогам дня
2.Консультации по мере необходимости
Непосредственная
образовательная деятельность
Создание условий для самостоятельной детской
деятельности (предметно-развивающая среда)
Взаимодействие с семьей
14
Приложение 5
Примерное заполнение таблицы ежедневного планирования
Четверг «13» октября 2011 г.
Совместная
образовательная
деятельность
взрослого и детей
с учетом
интеграции
образовательных
областей
Образователь-
ная
деятельность
в режимных
моментах
Утро
Ситуативная беседа:
Правила разговора по телефону.
Утренняя гимнастика, Комплекс № 3
Индивидуальная работа:
Аня, Рома, Маша – признаки времен года
Самостоятельная деятельность детей
Прогулка 1
Наблюдение в природе:
Разнообразие цвета и формы осенних листьев
Подвижная игра:
«Ловишки с ленточками»
Индивидуальная работа:
Артем, Вероника – учить метать на дальность
Трудовые поручения: Подготовка мячиков для
метания, ленточек для игры
Самостоятельная деятельность детей
Вечер
Бодрящая гимнастика, Комплекс № 3. Закаливающие и
гигиенические процедуры.
Познавательная беседа/досуг:
Для чего нужна людям математика?
Игра:
Настольный театр «Три поросенка»
Самостоятельная деятельность детей
ЧХЛ: Сказки
«Три медведя», «Волк и семеро козлят»
Прогулка 2
Самостоятельная деятельность детей +спортивные
игры/игры с природным материалом: строим из
природного материала домики для трех поросят.
Работа с родителями –
1.Индивидуальные беседы по итогам дня
2.Консультации по мере необходимости
Непосредственная
образовательная деятельность
Познание (ФЭМП): Закрепление решения
арифметических примеров в пределах 10.
Знакомство с числами 2-ого десятка.
ХТ, Аппликация: «Бабочка». Закреплять навык
криволинейного, симметричного вырезывания.
Музыка: по плану музыкального руководителя
Создание условий для самостоятельной детской
деятельности (предметно-развивающая среда)
Внесение в предметно-развивающую среду:
1. Иллюстрации бабочек
2. Плакат «Числа 2-ого десятка»
Взаимодействие с семьей Рекомендации по закреплению навыков устного счета.
15
Здоровьесберегающие педагогические технологии в современном ДОУ
Л.К. Архипова
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
– одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст
является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, поэтому
система дошкольного образования ориентирована на развитие способов охраны
и укрепления здоровья воспитанников ДОУ. Однако, по данным системы
здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного
возраста снижается. Поэтому значимым и востребованным сегодня становится
поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в
дошкольных образовательных учреждениях. Эффективная профилактическая
работа с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, получила название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии»
в настоящее время имеет разные авторские трактовки. Так, Н.К. Смирнов как
родоначальник этого понятия утверждал, что их можно рассматривать как
технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность
форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как
качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию
ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что прилагательное
«здоровьесберегающая» отражает качественную характеристику любой
педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной
технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов
образовательного процесса – детей, их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат
безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,
методов педагогической работы, которые дополняют традиционные
педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Понятие «педагогическая технология» также представлено
в педагогической науке в разных трактовках.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических
установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
16
Это система способов, приемов, шагов, последовательность которых
обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности
воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как
определенная система действий; разработка и процедурное воплощение
компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающей гарантированный результат (Г.М. Коджаспирова).
Педагогическая технология – системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и
такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его
достижение (Е.В. Бондаревская).
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической
технологии позволяет за основное принять следующее определение:
«Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект
определенной педагогической системы от ее теоретического замысла
до реализации в образовательной практике, отражающий цели, содержание,
формы, методы, средства, результаты и условия организации. Важнейшей
характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость».
Из данного определения следует, что основными компонентами
педагогической технологии выступают:
• концептуальная основа (научная база технологии, те психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
• содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания);
• процессуальная часть (формы, методы, средства, условия
организации учебно-воспитательного процесса, результат).
С этих позиций возможно раскрытие целей и содержания
здоровьесберегающих технологий.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение
возможности сохранения здоровья ребенка, формирование у него знаний, умений и
навыков, необходимых для здорового образа жизни. Иными словами, это создание
условий для обеспечения высокого уровня реального здоровья воспитанника
детского сада и воспитание его валеологической культуры как совокупности
осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его. Речь идет о формировании
валеологической грамотности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения и
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи другому. Применительно к взрослым – это содействие
17
становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно
рассматривать как
• системно организованную совокупность программ, приемов,
методов организации образовательного процесса, не наносящего
ущерба здоровью его участников;
• качественную характеристику педагогических технологий по критерию
их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
• как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.
В дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие
технологии рассматриваются с позиций доминирования целей и решаемых задач,
а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов
педагогического процесса. В связи с этим в дошкольном образовании можно
выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-
профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие
образовательные технологии, используемые в детском саду; технологии
валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании – это
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним
относятся: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль
питания детей раннего и дошкольного возраста; физического развития
дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий
в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные
на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических
качеств, двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по
физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально
18
организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих
технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных
формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках,
в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-
дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка
в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных
технологий занимается психолог посредством специально организованных
встреч с детьми, а в текущем педагогическом процессе ДОУ воспитатель и
специалисты дошкольного образования. К этому виду технологий можно
отнести технологии психологического и психолого-педагогического
сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования – это технологии, направленные на развитие культуры
здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального
здоровья, и на развитие их стремления к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного
отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний
о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение валеологической грамотности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, а также задачи, связанные с