О.Д. Владимирская и М.Д. Матюшкина. Предпрофильная подготовка и пути ее воплощения.

О.Д. Владимирская и М.Д. Матюшкина. Предпрофильная подготовка и пути ее воплощения.
Размер файлов:
237.00 kB
Дата:
25 января 2012
Загрузки:
5090 x


Санкт-Петербургская академия
Постдипломного педагогического образования







Проект:

Предпрофильная подготовка и пути ее воплощения.


Методическая разработка.













Санкт-Петербург
2006





Пояснительная записка.

Тема проекта: Предпрофильная подготовка и пути ее воплощения.

Цели проекта: Оказать помощь учащимся в выборе профессии и профиля дальнейшего образования.

Основной, планируемый результат и его оценка: Создание методического пособия по организации 35 часов предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Оформление результатов: печатное издание ( +электронная версия).

Актуальность темы: В рамках модернизации российского образования возникла необходимость перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение.

Нормативно-правовая база, регулирующая профильное образование :

•    Концепция профильного обучения;
•    Приказ министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783;
•    Постановление министерства образования № 334 от 09.06.2003.


Практический материал, использованный для реализации проекта:

1.    Организация профильного обучения в сельской школе.
2.    Опыт школы № 654 Кировского района СПб с углубленным изучением предметов эстетического цикла (хореографии).


 
Краткая аннотация проекта

1.    Пояснительная записка.
2.    Тематическое планирование курса.
3.    Содержание проекта:

3.1 Введение: Нормативно – правовая база перехода на предпрофильную подготовку.
3.2 Диагностический блок.
3.3 Формы знакомства учащихся со специальностями.
3.4 Создание индивидуального или группового проекта учащимися.
3.5 Презентация проектов учащихся.
3.6 Выводы и результаты.

4.    Выводы по проекту.
5.    Список использованной литературы.
6.    Раздаточный материал.


Авторы проекта:
Бутрак Людмила Павловна
Литвиненко Екатерина Викторовна
Яковлева Светлана Викторовна
Помощник:
Негру Марина Олеговна














1.    Пояснительная записка.

      Введение предпрофильной подготовки в 9 классе основной школы является важной составной частью модернизации современного российского образования.
     В соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ обязательная подготовка вводится в 9 классе основной школы с 2005-2006 учебного года.
Она включает в себя 3 взаимосвязанные части:
1)информационную работу;
2) профильную и профессиональную ориентацию;
3)элективные (пробные) курсы по выбору учащихся.
В целом на эту работу отводится не менее 105 часов в год.
Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга рекомендуется выделение часов на предпрофильную подготовку за счёт учебного предмета «Технология» (70 часов), регионального компонента и компонента образовательного учреждения (35 часов).

    ИНФОРМАЦИОННАЯ  РАБОТА должна включать ознакомление учащихся с образовательными учреждениями района и города (в том числе с учреждениями среднего профессионального образования, с образовательно-профильной картой района; организацию посещения учащимися дней открытых дверей соответствующих учебных заведений; девятиклассники должны получить сведения о перспективах развития в регионе системы высшего образования и о потребностях рынка труда).

     Психолого-педагогическая работа по профильной ориентации должна помочь учащимся ответить на вопросы «Что изучать?», «Где изучать?», «Зачем изучать?».
Применение психолого-педагогической диагностики, анкетирование, проведение ролевых игр, моделирующих реальные жизненные ситуации, создающих условия для «пробы сил», проведение специалистами индивидуальных и групповых консультаций должны способствовать самоопределению учащихся 9-ых классов, помочь уточнить не только свои интересы, склонности, потребности(«хочу»), но и оценить свои возможности («могу»), а также задуматься о своих далбнейших жизненных планах и их связи с развитием региона и страны.
      Курс «ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПУТИ ЕЁ ВОПЛОЩЕНИЯ» - это курс профильной ориентации для учащихся 9-ых классов(35 часов в рамках предпрофильной подготовки). Данный курс даёт учащимся представление о некоторых профессиях, знакомит с типами и классами профессий. От каждого типа профессий рассматривается несколько. Знание их обеспечит учащимся принятие правильного решения, как в выборе профессии, так и в дальнейшем образовании.
     Курс сопровождается программой, содержащей практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в выборе профессии.
     ЦЕЛЬ КУРСА: оказать помощь учащимся в выборе профессии и профиля дальнейшего образования.
     ЗАДАЧИ:
- сформировать у учащихся представления и требования к различным профессиям;
- развить у учащихся отношение к себе, как к будущему работнику выбранной профессии;
- помочь принять правильное решение в выборе дальнейшего образования;
- способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности учащегося и профилю дальнейшего обучения;
- дать учащимся комплекс практико-ориентированных знаний, которые помогут старшеклассникам грамотно и эффективно действовать при выборе профессии;
- ориентировать школьников на самопознание, самосовершенствование, сформировать навыки планирования.
Курс представляет собой сочетание теоретического и практического знакомства с той или иной профессией, рынком образовательных услуг, а также данными:
- о родственных профессиях;
- о требованиях к личности;
- о медицинских противопоказаниях;
- о том, где можно получить профессию.
    Курс сопровождается индивидуальными консультациями и завершается творческими работами.
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы:
     ЗНАНИЯ:
- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- о возможности получения образования по выбранной профессии и о перспективах профессионального роста.
     ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о данных профессиях, включающие:
1.    Условия труда и содержание профессиональной деятельности.
2.    Доминирующие и сопутствующие интересы. Профессиональную направленность.
3.    Необходимые и нежелательные качества. Ограничения по состоянию здоровья.
4.    Родственные профессии.
5.    Спрос на рынке труда. Возможные места трудоустройства. Карьерный рост.
6.    Уровень и адресная справка получения образования.
     УМЕНИЯ:
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в избираемой профессии;
- ставить цели и планировать свои действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, приобретая практический опыт;
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии и дальнейшего образования.
































2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

№пп       ТЕМА    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
    Введение.Нормативно-правовая база.      2
    Диагностический блок    4
    Знакомство учащихся со специальностями
для разных типов профессий;
              активные формы знакомства с профессиями
1)    Тип «ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК» .                                                                            
2)    ТИП «ЧЕЛОВЕК- ТЕХНИКА».                                                                           
3)    Тип «ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА».                                                                             
4)    Тип « ЧЕЛОВЕК- ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».  
5)    Тип «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ».
    


2
2
2
2
2
    Создание учащимися индивидуальных или групповых проектов.    15
    Выводы, обратная связь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.    3
    Оценка результатов:    1
    Итого:    35
        
                                                                                                         
                                                                                          





























3.    Содержание проекта.

3.1 Введение. Нормативно-правовая база перехода на предпрофильную подготовку.
1.    Нормативно-правовая база.
Продолжительность: 2 часа по40 минут.
Урок №1.
Краткая информация для учителя:
( необходимо выдать раздаточный материал, а именно концепцию профильного обучения, приказ МОРФ от 18.07.2002 №2783, ознакомить учащихся с решением правительства и анализируя документы ответить на вопросы.)
Ход урока:
С 2002 года в России проводится эксперимент по рест¬руктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. С2002 года в семи, а с 2003-2004 учебного года в 18 регионах России ждет разработка и апробация моделей новой школы для села. Основная цель эксперимента – создание необходимых условий для обес¬печения доступности и высокого качества образования, обучающихся в сельских школах.
    Экспериментальные школы стали центрами по модели¬рованию новой школы. Это лаборатории, в которых соз¬даются и проходят апробацию со¬временные технологии обучения.
     Существует правительственный документ «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего обра¬зования». Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783. (разбор документа).

Вопросы и ответы.
Какова роль предпрофильной подготовки в основной школе?
«Предпрофильная подготовка призвана помочь самооп¬ределению уча-щихся основной ступени прежде всего че¬рез организацию курсов по вы-бору( элективных курсов)».
Каковы особенности организации элективных курсов?
    « Основная задача курсов по выбору – Профориентаци¬онная. Курсы должны быть краткосрочными и носить че¬редующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Необходима опережающая работа по освое¬нию учащимися «поля возможностей и ответственности».
    Каковы возможные формы организации профильного обучения?
«…Концепция профильного обучения исходит из много¬образия форм его реализации. Возможна такая организа¬ция образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется на только содержание вы¬бран¬ного профиля, но и предоставляется учащимся возмож¬ность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профиль¬ных предметов.
    Формы организации учебного процесса:
- дистанционные курсы;
- факультативы;
- экстернат.
Кооперация, объединение образовательных ресурсов различных обра¬зовательных учреждений:
- общеобразовательные учреждения;
- учреждения дополнительного образования детей;
-учреждения начального, среднего, высшего профес¬сионального обра¬зования.

Варианты организации профильного обучения:
1.    Модель внутришкольной профилизации:
•    Однопрофильная школа (реализация одного выбран¬ного профиля);
•    Многопрофильная школа (несколько профилей обуче¬ния);
•    Школа, не ориентированная на конкретные профили (элективные курсы, индивидуальные профильные программы обучения).
2.Модель сетевой организации:
•    Объединение школ вокруг наиболее сильной школы, выполняю¬щей роль Ресурсного центра.
•    Кооперация школ с учреждениями дополнитель¬ного, высшего, среднего и начального профессио¬нального образования и при-влечение дополни¬тельных ресурсов;
•    Специализированные образовательные учрежде¬ния: хореографиче¬ские, музыкальные, художест¬венные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и …

Комментарий:
В газете «1 сентября»(№30 от 26.04.2003г.) А.Пинский (советник министра образования), дает пояснения к модели сетевого обучения «Суть идеи сетевого обучения в том, что образование ребенка не монопольно принадлежит данной организации, а начинает распреде¬ляться по нескольким. Первая проблема сетевого образования – ака¬демический взаимозачет. Другая проблема – финансовый взаимоза¬чет». Сейчас эти проблемы не решены  и остаются острыми и акту¬альными по сегодняшний день.

Как будет организовано поступление учащихся в старшую про-фильную школу?

«Переход в старшую профильную школу будет связан с ситуацией конкурсного приема. Процедура проведения конкурсного набора должна быть открытой и гласной. Цель – объективная оценка уровня готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также внедрение в массовую практику механиз¬мов рационального и прозрачного конкурсного отбора в старшую профильную школу.
    Важную роль будет играть введение накопительной оценки (порт¬фолио – «портфель достижений»)».
    Комментарий:
А.Пикинский, разработчик концепции профильной школы, гово-Рит по этому поводу следующее: «…Переходу в старшую школу бу¬дет предшествовать внешняя аттестация девятиклассников. Прово¬дить ее будет не сама школа, а муниципальная комиссия. Ее резуль¬тат может стать критерием для зачисления в профильную школу».

Раздаточный материал к уроку:
-Концепция профильного обучения
Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002.№2783.
Домашнее задание: осмыслить полученную информацию. Сформулировать появившиеся вопросы.

Урок2. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
Урок –лекция.
     Рекомендации для учителя: Предложенный лекционный материал, построен с использованием приложения к информационному письму от13.11.2003.№14-51-277/13.Главная цель учителя донести до учащихся необходимость посещения элективных курсов, а также повысить мотивацию к обучению.
                                            
  Ход урока:
1.    Ответы на возникшие вопросы.(дом. Задание).
               2. Лекция.     Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факульта¬тивных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.
         В соответствии с одобренной  Минобразованием России  «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифферен¬циация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трёх типов вносит свой вклад в решение задач про¬фильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
         Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспе¬чивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в пер¬вую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профес¬сиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим сред¬ством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшекласс¬ников.
              Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения опре¬деляет спектр их функций и задач.
              По назначению можно выделить несколько типов элективных кур-сов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обес¬печить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-тех¬нологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в про¬фильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на при¬обретение школьниками образовательных результатов для успешного про¬движения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы мно¬гих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школь¬ных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в стар¬ших классах элективных курсов, носящих внепредметный или надпредмет¬ный характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».
             Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их зада¬чах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач. Продолжение профориентационной ра¬боты, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизнен¬ного пути и т.д.
             Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
             Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учи¬тывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профиль¬ное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
               Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследователь¬ской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятель¬ной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обу¬чения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
               Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.
               Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить мо¬жет поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяе¬мое  нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобре¬тают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потен¬циала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения на¬чального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образо¬вания.
               Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
               Министерство проводит в настоящее время работу в этом направле¬нии. По заданию министерства Национальный фонд подготовки кадров про¬вел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В резуль¬тате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному процессу. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, кото¬рые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Россий¬ской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомен¬дациями учебных им методических пособий, и в начале 2004 года планиру¬ется их издание.
              Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективными курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, спра¬вочные издания.
              Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педаго¬гических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элек¬тивных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают под¬держки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовывать информационную поддержку и обмен опытом веде¬ния элективных курсов.
              Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет от-ветственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, оп¬ределенном учредителем.
              Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введе¬ния профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.
              Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-ме¬тодического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогиче¬ской печати, прежде всего в учрежденном Минобразованием России и Рос¬сийской академией образования журнале «Профильная школа».

 Раздаточный материал: отсутствует.
Домашнее задание: осмысление полученной информации.















3.2Диагностический блок.


УРОК №1: Жизненные цели

Продолжительность : 45 минут
Цели и задачи: Определить жизненные приоритеты. Задуматься над жизненными целями и путями их достижения.
Задачи :   определить личные жизненные цели
Необходимые материалы:



План урока.

1.    История одного успеха (обработанные, биографии Билла Гейтса, Уолта Диснея, Коко Шанель)
2.    Обсуждение
Что помогало человеку в достижении успеху? Что мешало ( или могло бы помешать?)
3.    Определение личных жизненных целей ( 2 варианта)
3.1.  Участники   рисуют свою ладонь и вырезают ее из бумаги. На каждом пальце пишется критерий жизненного успеха человека. Под написанными целями пишутся  пути их достижения.

3.2         Участникам предлагается ситуация : Представьте, что вам 60 лет, вы празднуете свой юбилей.  На ваш праздник приходит репортер.  Ваши друзья, близкие и родные дают интервью и рассказывают о вас и ваших достижениях. Что бы вы хотели  услышать о себе?


Домашнее задание:  опишите идеальную картинку своей жизни.  Описание должно соответствовать 3 критериям – оно должно быть индивидуальным, стимулирующим и вдохновлять только автора.


УРОК №2 : МИР ПРОФЕССИЙ
Продолжительность: 45 минут
Цели и задачи: узнать   о  том,  что такое профессия, что включает в себя это понятие
Необходимые материалы:

План урока

1.    Что такое профессия?
    1.1История появления профессии
     1.2.Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта ( дискуссия)
      1.3.Как можно познакомиться с различными профессиями
2. Что следует знать о профессии. Технологические характеристики профессии. Новые и устаревшие профессии ( Тест – Формула профессии).

3.Где можно узнать о профессии.


Домашнее задание : составить описание какой-либо профессии на основании плана:
•    Содержание труда;
•    Должен знать;
•    Профессионально важные качества;
•    Квалификационные требования;
•    Медицинские противопоказания.

УРОК №3 : Профессиональные интересы и склонности

Продолжительность: 45 минут
Цели и задачи: Выявление профессиональных интересов и склонностей с помощью теста « Карта интересов»
Необходимые материалы:  копии теста  « Карта интересов»


Домашнее задание :  составить список, интересующих профессий (  мин 15 профессий).

   
УРОК № 4 : Психологические типы профессий.

Продолжительность: 45 минут
Цели и задачи:  Ознакомление с различными психологическими типами профессий и выявление своего психологического типа профессии.
Необходимые материалы:

План урока
1.    Раздача результатов тестирования « Карта интересов».
2.    Психологические типы профессии
    По предмету труда
    « Человек-человек»
    « Человек – техника»
    « Человек – знаковая система»
    « Человек – художественный образ»
    « Человек – природа»
    Тест и обработка результатов
     По характеру труда
    исполнительского класса
    творческого класса   

Домашнее задание:  

1.    Подготовить презентацию профессии в группах по определенному психологическому типу ( можно выбрать 1, можно 2-3). Презентация должна охватывать следующие вопросы:
    Значение этой профессии в обществе. Перспективы ее дальнейшего развития
    Характер и содержание работы
    Условия труда.
    Значение знаний и навыков ( связь с учебными предметами)
    Требования профессии к человеку ( к состоянию здоровья и физическим качествам; к характеру, интересам,  способностям, уровню подготовки)
    Как можно подготовиться к освоению этой профессии
    Где можно приобрести профессию
 .
2.определить  психологический тип для каждой профессии  указанной в  списке, составленном ранее ( см. Д.З. урок 3)
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2.1 : Тематическое содержание уроков.

    Что такое профессия?
    Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.
    По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
    Как появились профессии?
    Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.
    Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
    Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

    Сколько существует профессий?
    В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.
    В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя в Санкт-Петербурге (как и в любом другом городе) пользуются спросом несколько сот (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.
    Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
    Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
    Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.
    В отличие от профессионала, дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.
    Напротив, любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.
    Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.
Как можно познакомиться с разными профессиями?
    Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.
    Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей.          Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.
Что следует узнать о профессиях?
    Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.
    Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
    Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:
•    Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
•    В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное прои