Статья
Влияние занятий по ознакомлению с Петербургом
развитию речи на обогащение сюжетов игр
Иванова Юлия Игоревна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга;
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи или нарушениями познавательной деятельности в силу своих особенностей требуют значительно большего участия в организации их игровой деятельности со стороны взрослых, чем другие дети. Они часто неуступчивы, поэтому им бывает сложно играть в коллективе. Интерес к игре у них неустойчивый. Первоначально их игровая деятельность носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих, договариваться с ними. Для возникновения игры необходим достаточный уровень развития речи, чтобы дети могли рассказать, в какую игру они будут играть, кем будет каждый из них в этой игре, какие действия будет выполнять.
Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнить функции ведущей деятельности. Одним из основных дидактических принципов обучения игре является принцип связи содержания игры с жизнью и опытом детей, так как содержание детских игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются. А комплексный характер развития игровой деятельности детей предполагает формирование не только игровых действий, но и системы знаний о жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях. Развитие сюжета игры зависит, прежде всего, от близости его личному опыту ребёнка. Если ребёнок не владеет соответствующими представлениями, сюжет игры развиваться не будет.
Сюжетно-ролевая игра требует долгой и особой подготовки. Речь детей во время игры не может быть свободной и инициативной, если им мало известен предмет разговора. Поэтому необходимо сформировать у детей достаточный запас знаний по теме игры.
Непосредственное формирование представлений о деятельности и взаимоотношениях людей осуществляется на занятиях по познавательному и речевому развитию. Дети с ОВЗ нуждаются в специальной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется кругозор ребёнка, но и мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарный запас, развивается познавательная активность. Детей учат выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, устанавливать простейшие связи между явлениями. Ведь обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков его деятельности. Такая работа проводится учителем-логопедом (или учителем-дефектологом) на занятиях и закрепляется воспитателями на занятиях, во время бесед и при подготовке к игре.
Знакомство с профессией, необходимое для многих сюжетно-ролевых игр, может проводиться по следующей схеме:
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Предметы (инструменты), которые использует в работе.
4. Трудовые действия, называние этих действий (наблюдение за работой, рассматривание иллюстраций, проигрывание действий и т.п.)
5. Результат труда.
6. Значимость и необходимость этой работы.
В работе с детьми широко используются разные дидактические игры. Овладение детьми с ОВЗ достаточными знаниями представляет собой длительный процесс и часто требует повторения и закрепления нового материала, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, по используемому материалу, должны проводиться в разных вариациях и постепенно усложняться. Последовательно проводятся дидактические игры с предметами и игрушками, затем настольно-печатные игры. Например, при подготовке к сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек» можно проводить следующие игры: «Чудесный мешочек», «Зачем нужна игрушка?», «Узнай по описанию» и др. Настольно-печатные игры: «Кто что делает» (выбор картинок с изображением действий покупателя, продавца-кассира), «Большой универмаг» (группировать картинки с изображениями предметов по разным отделам магазина). По ознакомлению детей с Санкт -Петербургом можно предложить следующие игры: «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением достопримечательностей, картинки на кубиках), различные виды лото, «Узнай по силуэту», «Третий лишний» (два вида памятников – одно здание или наоборот), «Кто где работает» (изображения зданий цирка, театра, магазина, музея, стройки и людей разных профессий).
При подготовке к игре детей также необходимо познакомить с новыми для них словами (названиями профессий, орудий труда, названиями некоторых зданий и культурных учреждений нашего города, названиями действий и признаков предметов), а также со словосочетаниями, наиболее часто употребляемыми в той или иной ситуации и которыми дети будут пользоваться в ходе игры. На логопедических занятиях в ходе дидактических и словесных игр активизируются в речи новые слова и словосочетания, которые будут закрепляться воспитателем при организации игры с детьми. Эффективность обогащения словарного запаса у детей во многом зависит от взаимосвязи работы логопеда с воспитателем. При этом обращается внимание на то, чтобы дети как можно чаще использовали новые слова в различных контекстах, выступая в разных ролях.
При подготовке к играм можно использовать такие виды словесных и дидактических игр:
Игра «Магазины»
Цель:развивать навык словообразования относительных прилагательных.
Оборудование:картинки с изображениями разных магазинов или предметов обуви, мебели, игрушек.
Ход игры.Педагог показывает детям изображения магазина, где продают обувь и спрашивает: «Какой это магазин?». Дети отвечают, что это обувной магазин. Аналогично задания выполняются с мебельным, овощным, продуктовым, книжным магазинами. Эти навыки будут использоваться детьми в игре, позволяя им организовывать разные магазины.
Игра «В кафе»
Цель: развивать навык согласования слов.
Оборудование:картинки с изображением блюд (тарелок с супом, котлет, стаканов сока, чашек чая или кофе, тарелок с пюре и т.д.)
Ход игры.Педагог предлагает детям представить, что они пришли с друзьями в кафе, и будут выбирать блюда. Картинки с изображениями блюд выставлены на наборном полотне. Каждый из детей выбирает, что хочет заказать для себя и своих друзей, согласуя слова:
- одну тарелку супа – две тарелки супа – пять тарелок супа;
- одну котлету – две котлеты – пять котлет;
- один стакан сока – два стакана сока – пять стаканов сока…
Эти навыки могут быть использованы детьми в игре «Кафе».
Игра «Угадай профессию строителя»
Цель: активизировать названия профессий, закреплять знания о труде взрослых на стройке.
Оборудование:картинки с изображениями стекольщика, каменщика, маляра, крановщика.
Ход игры.Педагог показывает детям изображения профессий и называет их. Затем предлагает детям отгадать и назвать:
-Кто вставляет стёкла?
-Кто укладывает кирпичи?
-Кто красит стены?
-Кто работает на подъёмном кране?
Эти знания дети могут использовать в сюжетно-ролевой игре.
Игра «Красивый город Петербург»
Цель: развивать навык словообразования относительных прилагательных.
Оборудование:картинки с изображениями достопримечательностей Санкт – Петербурга.
Ход игры.Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, рассматривая их изображения, на занятиях логопеда дети учатся образовывать новые слова, отвечая на вопросы:
- Мост из гранита, – какой? (Гранитный)
- Решётка из чугуна, - какая? (Чугунная)
- Скульптуры из бронзы, - какие? (Бронзовые)
- Колонна из мрамора, - какая? (Мраморная)
Эти слова дети могут использовать в сюжетно – ролевой игре «Экскурсия по городу».
На логопедических занятиях дети учатся составлять описательные рассказы о предметах одежды, о животных, о зданиях в городе, которые также могут использоваться в сюжетно – ролевых играх, например: «Магазин одежды» (описание той одежды, которую нужно купить); «Экскурсия по зоопарку» («экскурсовод» или «родители», роли которых выполняет сначала воспитатель, потом кто-то из детей, рассказывают о животных в зоопарке), «Экскурсия по городу» («экскурсовод» рассказывает о достопримечательностях нашего города). В таких играх роль сначала берёт на себя педагог, затем кто-то из детей под контролем педагога, и далее дети смогут играть самостоятельно.
Такая подготовительная работа предшествует сюжетно – ролевой игре, а затем проводится параллельно с ней. Игра позволяет уточнять, конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых.
Важное место в системе работы по обогащению опыта дошкольников занимает экскурсия. В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими. Следовательно, по одной тематике могут проводиться две – три экскурсии. Такие экскурсии могут проводить для детей родители, и наша задача организовать взаимодействие с ними. Родителям объясняется необходимость посещения с детьми различных культурных учреждений, знакомства с достопримечательностями города. Логопед совместно с воспитателями даёт рекомендации родителям по организации наблюдений и активизации словаря детей. Для этого следует знать, что эффективность экскурсии определяется целым рядом факторов:
1. Каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую для ребёнка цель. Родителям нужно сначала заинтересовать детей тем, куда пойдут, и что будут смотреть.
2. На экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (отдают билеты контролёру, фотографируют красивое здание и т.п.) Благодаря этому выполненные ребёнком действия прочно входят в его непосредственный жизненный опыт, и ему будет проще воспроизвести их в условиях игры.
3. Наблюдение за деятельностью взрослых необходимо организовать таким образом, чтобы дети имели возможность чётко видеть все выполняемые действия. Взрослый обращает внимание детей на то, что делают люди, на последовательность их действий, на орудия труда, на возникающие между ними отношения (покупатель – продавец, экскурсовод – посетитель музея). При ознакомлении с достопримечательностями города обращать внимание детей на внешний вид зданий, на отдельные его части (по рекомендациям педагогов).
4. Следует вызвать у детей положительный настрой, составляющий благоприятный фон для восприятия ими информации, которая легче и прочнее запомнится ребёнком, и у него возникнет желание отобразить это в своих играх.
Во время экскурсии могут быть сделаны фотографии, которые позволят сохранить в памяти детей увиденное. Эти фотографии могут рассматриваться детьми в группе вместе с педагогом, могут использоваться во время занятий, может быть организована выставка.
Заключительная часть экскурсии разделена на два этапа:
- подведение итогов сразу после её проведения (взрослый дома спрашивает ребёнка о том, где они были, что делали, что увидели нового, закрепляя использование ребёнком новых слов по рекомендациям логопеда и воспитателей);
- «воспоминания» по прошествии некоторого времени – в группе во время подготовки к игре.
Организация развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для игровой деятельности. Игра должна быть предметно-наглядной и воздействовать на органы чувств ребёнка. С этой целью используются различные декорации для воссоздания того или иного места действия (магазин, театр и т.д; используются изображения или макеты достопримечательностей Санкт-Петербурга). В игре могут использоваться детали одежды, придающие достоверность ситуации, образные игрушки и многофункциональные конструкторы, позволяющие разворачивать игровые уголки. Можно использовать и природные поделки, игрушки, изображающие животных, в таких сюжетно-ролевых играх как «Зоопарк», «Поездка в парк (лес)».
Каждая сюжетно-ролевая игра начинается педагогом с краткого описания ситуации, в которой детям предстоит действовать. На начальных этапах игры взрослый берёт на себя главную роль. Педагог показывает детям образцы общения, организует взаимодействие детей друг с другом, учит их общению в игре. Взрослый может по ходу игры давать детям, выполняющим второстепенные роли, подсказки о том, что им нужно сделать или сказать, или инструкции в форме наводящих вопросов. Позже педагог переходит на второстепенные роли (директор магазина или музея и т.п.), наблюдая за деятельностью детей в игре со стороны и создавая новые игровые ситуации. Нужно стараться привлечь в игру каждого ребёнка, подбирая для него роль по уровню его развития. Игра проводится несколько раз, и дети выступают каждый раз в новой для себя роли, используя речевые обороты в разных контекстах, и постепенно их речь в игре становится всё более самостоятельной.
После проведения игры необходимо вместе с детьми обсудить её, чтобы под руководством педагога у детей возникла мысль, как дальше можно развить игру. Например, игра «Магазин» может развиться в игру «Универмаг» с разными отделами. Игра «Экскурсия по городу» - в игру «Экскурсия на теплоходе». Детей в игре необходимо постоянно побуждать к общению друг с другом, что способствует совершенствованию связной диалогической речи, активизирует словарный запас и развивает грамматический строй речи.