Роль экспериментальной деятельности в жизни ребенка
Харитонова Тамара Григорьевна,
ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Самое лучшее открытие - то,
которое ребенок делает сам.
Ральф У.Эмерсон
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это познавательный период, когда ребенок задает много вопросов и хотел бы получить на них ответы. И чтобы пополнить свои знания об окружающем мире в дошкольном образовании существует метод экспериментирования. Главное достоинство его заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта[1]. В процессе эксперимента идет обогащение психических процессов, памяти, мышления, воображения, т.к. совершенствуются различные действия, даются отчеты об увиденном, делаются выводы, развивается речь у детей.
Знания, добытые самостоятельно являются осознанными и более практичными «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.
За этот метод выступают классики-педагоги: Я.Л. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж-Ж Руссо. Н.Н. Подъяков сформировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование, пронизывающее все формы детской жизни, в том числе игровой[2].
В ходе экспериментальной познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок совершает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении[3].
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями[4]. В процессе совместной деятельности у детей развиваются межличностные отношения, идет преодоление коммуникативного барьера (страх, неуверенность), повышается самооценка ребенка. Экспериментальная деятельность строится с учетом индивидуальных способностей детей и опирается на имеющийся их личный опыт. Во время опыта дети работают в парах, тройках.
Для того, чтобы заниматься экспериментальной деятельностью необходимо иметь наличие детской лаборатории в детском саду, в которой должны быть:
Øприборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, разнообразные магниты, прозрачные сосуды разного объема и конфигурации, стаканы, пластиковые бутылки, воронки;
Øприродный материал: глина, песок, камешки, ракушки, листья, пух, семена овощей и фруктов, скорлупа орехов;
Øбросовый материал: деревянные катушки, робки, проволока;
Øмедицинский материал: пипетки, шприцы, воронки, вата;
Øтехнический материал: гайки, винты, гвозди;
Øигровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», ванна для игр с водой и песком;
Øдидактические игры «Что к чему?», «Что теплее?», «Что тяжелее?»;
Øпознавательная и художественная литература: все об окружающем мире;
Øкарточки-схемы, условные обозначения.
Все это способствует развитию познавательной сферы ребенка. Давайте вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»[5].
И может быть в недалеком будущем на пыльных тропинках далеких планет останутся следы наших «Любознаек» и «Почемучек».
[1] Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 192 с.
[2]Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. – №4. – С. 29-34.
[3] И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 3( 80с.)
[4] И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 4 ( 80с.)
[5] Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 . - М.: Педагогика, 1989.