Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Роль экспериментальной деятельности в жизни ребенка

Харитонова Тамара Григорьевна,
ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Самое лучшее открытие - то,
которое ребенок делает сам.

Ральф У.Эмерсон

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это познавательный период, когда ребенок задает много вопросов и хотел бы получить на них ответы. И чтобы пополнить свои знания об окружающем мире в дошкольном образовании существует метод экспериментирования. Главное достоинство его заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта[1]. В процессе эксперимента идет обогащение психических процессов, памяти, мышления, воображения, т.к. совершенствуются различные действия, даются отчеты об увиденном, делаются выводы, развивается речь у детей.

Знания, добытые самостоятельно являются осознанными и более практичными «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

За этот метод выступают классики-педагоги: Я.Л. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж-Ж Руссо. Н.Н. Подъяков сформировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование, пронизывающее все формы детской жизни, в том числе игровой[2].

В ходе экспериментальной познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок совершает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении[3].

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями[4]. В процессе совместной деятельности у детей развиваются межличностные отношения, идет преодоление коммуникативного барьера (страх, неуверенность), повышается самооценка ребенка. Экспериментальная деятельность строится с учетом индивидуальных способностей детей и опирается на имеющийся их личный опыт. Во время опыта дети работают в парах, тройках.

Для того, чтобы заниматься экспериментальной деятельностью необходимо иметь наличие детской лаборатории в детском саду, в которой должны быть:

Øприборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, разнообразные магниты, прозрачные сосуды разного объема и конфигурации, стаканы, пластиковые бутылки, воронки;

Øприродный материал: глина, песок, камешки, ракушки, листья, пух, семена овощей и фруктов, скорлупа орехов;

Øбросовый материал: деревянные катушки, робки, проволока;

Øмедицинский материал: пипетки, шприцы, воронки, вата;

Øтехнический материал: гайки, винты, гвозди;

Øигровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», ванна для игр с водой и песком;

Øдидактические игры «Что к чему?», «Что теплее?», «Что тяжелее?»;

Øпознавательная и художественная литература: все об окружающем мире;

Øкарточки-схемы, условные обозначения.

Все это способствует развитию познавательной сферы ребенка. Давайте вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Умейте  открыть перед  ребенком в окружающем  мире что-то одно, но открыть  так,  чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось  еще и еще раз  возвратиться к тому, что  он узнал»[5].

И может быть в недалеком будущем на пыльных тропинках далеких планет останутся следы наших «Любознаек» и «Почемучек».



[1] Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 192 с.

[2]Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. – №4. – С. 29-34.

 

[3] И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 3( 80с.)

[4] И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С.  4 ( 80с.)

[5] Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 . - М.: Педагогика, 1989.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 4796 гостей и нет пользователей