Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Проблема переноса в разных исследованиях

Матвеева Светлана Борисовна

 

     Явление переноса, то есть использование приемов деятельности, знаний, умений и навыков в новых условиях, отличных от тех, в которых они формировались, изучалось в разных работах. Еще в ХVII столетии английский философ Дж.Локк выдвинул теорию, которая допускала, что «если индивид удачно рассуждает в одной ситуации, он также успешно будет рассуждать и в других ситуациях…» [14]. Но в психологических исследованиях Джемса и других ученых было обращено внимание на бесполезность косвенного упражнения, и теория Дж.Локка потеряла популярность в пользу специальных упражнений.  В 1901 году американский психолог Э.Торндайк в связи с решением вопроса об основе процесса переноса выдвинул теорию тождественных элементов. Он пытался объяснить перенос наличием идентичных элементов между задачами [9]. В 1908 году американский ученый Джадд  отмечал, что  приходиться обобщать тождественные элементы, чтобы они оказались в состоянии эффективно проявить себя в других ситуациях [5]. В дальнейших исследованиях психологи, изучая основы процесса переноса, большое внимание уделяли анализу деятельности обобщения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что при возникновении переноса  «общими могут быть не только элементы содержания, но и приемы, способы действия,  установка и т.д.» [12]. Е.Н.Кабанова-Меллер показала, что механизм переноса может строиться на основе обобщения задач, знаний, умений и навыков, входящих в мыслительные операции абстрагирования, обобщения, сравнения и т.д. [6].  Э.Я.Вертоградская, Д.Брунер и  Х.Кенни выделяют в качестве основы переноса два механизма – обобщение задач деятельности и обобщение приемов деятельности [1].  Разрабатывая теорию поэтапного формирования умственных действий, П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина пришли к выводу, что полный перенос действия обеспечивается, когда учащийся строит полную, обобщенную ориентировочную основу действия, создает такие условия, когда применение понятий все более включается в самый процесс их усвоения [13]. А.И.Раев, изучая познавательную способность перенос, также доказывает, что перенос нужно понимать как осознанное обобщение и применение имеющегося опыта в новых условиях [11]. Проведенные исследования являются подтверждением того, что основу процесса переноса составляет обобщение. Понимание основы переноса как процесса обобщения нашло свое отражение при построении экспериментальной методики нашей работы.

    Выделение роли обобщения способов и приемов деятельности как основы процесса переноса обусловило выделение условий переноса. В качестве основного условия переноса многие исследователи выделяют роль осознания для успешного протекания умственной деятельности. Л.С.Выготский пришел к выводу, что новообразованием в умственной деятельности школьников является развитие высших психических функций, которые становятся высшими в силу их осознания [2]. Таким образом, усвоенный на основе осознания структуры действия и его предпосылок навык более гибок, легче применим в изменяющихся условиях, следовательно, более переносим. Л.В.Яблокова и В.В.Хромов в качестве условия переноса выделяют установку, которая направляет мыслительную деятельность учащихся на актуализацию уже имеющихся знаний [13, 14]. Установка способствует осознанию связи между ранее усвоенными знаниями и теми, которые требуются в новой ситуации. На основе приведенных данных  можно сделать вывод, что важным условием формирования обобщения, обеспечивающего успешный перенос, является обобщение с осознанием особенностей содержания и способов деятельности. Перенос оказывается возможным при наличии определенных знаний, позволяющих увидеть общее в предметах, явлениях и действиях.

    В процессе переноса важно, как учащийся воспроизводит усвоенные  знания, умения, приемы: по образцу, по правилу или творчески подходит к решению задачи. В процессе учебного переноса  (по образцу и по правилу) учащиеся используют прием в том же  виде, как он был усвоен,  без дополнительных действий с ним. Они осуществляют перенос приема, представленного в виде перечня составляющих его действий. А творческий перенос предполагает преобразование приемов. В различных исследованиях подчеркиваются общие пути в правильном решении задач на перенос по образцу и по правилу. В исследованиях  В.Вертгеймера, Е.Н.Кабановой-Меллер изучались процессы преобразования материала и особенности преобразования приема [6]. В работах С.Л.Геллерштейна, Н.А.Менчинской, В.А.Крутецкого, С.Ф.Жуйкова показано преобразование приемов при их воспроизведении в решении задач на перенос в новых изменившихся обстоятельствах [10]. Эти авторы рассматривают перенос как активный процесс, который не сводится к воспроизведению усвоенных знаний, умений, способов работы. Здесь имеет место творческий перенос. Творческий перенос – это активный процесс, который подразумевает преобразование приемов, трансформацию образов и знаний для создания нового продукта творчества.  М.И.Лисина считает, что перенос нужно понимать как способность к применению сформированного навыка в иных изменившихся обстоятельствах [7]. Прямое обучение творческому переносу невозможно, но реально косвенное влияние на него за счет обучения приемам деятельности и способам их переноса. Такое обучение оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся, показателями которого является расширение сферы переноса, а также изменение и нахождение новых способов переноса приемов.

   Специальному исследованию в работах советских и зарубежных ученых подвергался вопрос о видах переноса. В зависимости от круга задач, на которые происходит перенос усвоенного, Е.Н.Кабанова-Меллер выделила узкий и широкий перенос [6]. Узкий перенос характеризуется тем, что навыки и умения переносятся только на аналогичный материал. При широком переносе навыки обладают большой переносимостью в силу  достаточно высокого уровня их обобщения. Степень обобщения материала послужила для американского психолога Дж.Брунера основой для выделения «специфического» и «неспецифического» переноса [1]. «Специфический» перенос характеризуется тем, что результаты обучения применяются к решению задач, сходных со знакомыми, на которых осуществлялось обучение. Особую роль в обучении играет «неспецифический» перенос, то есть известный в психологии перенос общих принципов, отношений, понятий. Такой перенос выявляется в том, что данные факты воспринимаются как частный случай  общего принципа. Таким образом, перенос нужно понимать как явление, оказывающее влияние на решение другой задачи, - считают М.Л.Гик и К.Дж.Холиок [4].

        При изучении развития у младшего школьника умственного действия сравнения Л.А.Матвеева определила, что ученики третьего класса могут осуществлять сравнение на материале, не связанном с обучением, использовать знания и способы деятельности при решении задач на обобщение [8]. В.В.Ядрышников считает возможным перенос младшими школьниками нравственного опыта, сформированного в процессе учебной деятельности, во внеучебную деятельность. В.В.Хромов рассматривает возможность переноса умственного действия планирования в нравственное поведение, то есть перенос умственного действия из учебной во внеучебную деятельность [13].

     Младшие школьники могут осуществить перенос на материал, не связанный с учебными заданиями. При этом по экспериментальным данным можно судить, что к третьему классу возрастает осознанность, обобщенность переноса. Таким образом, перенос представляет собой использование и применение результатов воспитания и обучения для решения жизненных проблем [14]. На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что же такое перенос:

1.     Перенос – способность применить сформированный навык в иных, изменившихся обстоятельствах, - считает М.И.Лисина [7].

2.     Перенос представляет собой использование и применение результатов воспитания и обучения для решения жизненных проблем – считает Л.В.Яблокова [14].

3.     Перенос – это «осознанное обобщение и применение имеющегося опыта в новых условиях» - отмечает А.И.Раев [11].

4.     Перенос – это явление, оказывающее влияние на решение другой задачи   [Гик М.Л. Холиок К.Дж. Когнитивные основы переноса знаний. М.1990].       

     Из представленных определений видно, что авторы сочли необходимым выделить определенные стороны явления переноса, которые, тем не менее, частично совпадают. Определения, данные переносу М.И.Лисиной и зарубежными авторами, акцентированы на влиянии предыдущего опыта деятельности на последующую задачу. Определения  1,2,4 указывают на «новые условия» деятельности. Определение 1 является подтверждением того, что основу процесса переноса составляет осознанное обобщение. Перенос способствует разрешению противоречий между растущим объемом знаний и повышением требований к различным видам деятельности. В целом, перенос означает использование усвоенных знаний, умений, навыков, приемов учебной работы, способов решения задач в новых условиях. При этом новыми условиями могут быть новые задачи, новая деятельность.

Литература:

1.     Брунер Дж., Кенни Х. Исследование развития познавательной деятельности. – М., 1971, с.193-207.

2.     Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка ∕ под ред. А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. – М., 1956.

3.     Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка ∕∕ Вопросы психологии, 1969, №1, с.15-25.

4.     Гик М.Л., Холиок К.Дж. Когнитивные основы переноса знаний. – М., 1990.

5.     Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения ∕∕ Советская педагогика, 1965, №1, с.48-57.

6.     Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

7.     Лисина М.И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов ∕∕ Вопросы психологии, 1960, №5, с.153-161.

8.     Матвеева Л.А. Кодирование, прогнозирование и перенос как свойства субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – В кн.: Младший школьник как субъект педагогического воздействия. – Л., 1989.

9.     Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2001, с.299-301.

10.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Психология процессов художественного творчества ∕ под ред. Б.С.Мейлах и Н.А.Хренова. – Л., 1980.

11.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности. – В межвуз. сб. научных трудов: Проблемы развития познавательных способностей. – Л., 1983, с.21-31.

12.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Рубинштейн С.А. Основы общей психологии – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1946.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Хромов В.В. Перенос умственного действия планирования из учебной деятельности в нравственное поведение младших школьников: дисс…канд. псих. наук. – Л., 1984,с.12-24.

14.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Яблокова Л.В. Психологический анализ процесса переноса в умственной деятельности младшего школьника: дисс…канд. псих. наук. – Л., 1980.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 6810 гостей и нет пользователей