Система работы классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС (из личного опыта учителя русского языка и литературы, классного руководителя, победителя конкурса «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга» - 2010 ЛАГУТКИ
От звезды к звезде…
Лагуткина Татьяна Анатольевна
Бродит маленький фонарщик
От звезды к звезде
Вот он лесенку приставит,
Вот оконце голубое
Отворит и чиркнет спичкой,
Огонек зажжет зеленый
И заторопится дальше,
Дальше,
Дальше…
И ТАК ВСЮ НОЧЬ.
В.И. Ланцберг
Цель моей воспитательной системы- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации толерантной личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, востребованной в современном обществе.
Достижение этой цели возможно при реализации следующих задач:
· Воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма
· Создание условия для участия самих учащихся в образовательном и воспитательном процессах
· Работа по продолжению сплочения коллектива класса
· Развития родительских общественных объединений, повышение активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к самоуправлению в классе
· Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности
· Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью, окружающих их людей
Считаю, что основойправильного воспитанияявляется опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.
Из этого следуют основные принципымоей воспитательной системы:
· Систематичность
· Оптимальность, эффективность
· Информационность, открытость,
· Принципы здравого смысла и обратной связи
· Демократизм, гуманизм
· Дисциплина и порядок
· Стимулирование и поощрение инициативы
В своей работе опираюсь на деятельностный, личностно- ориентированный и системный подходы.
В центр своей воспитательной системы я поставила ребенка и определила ее приоритетные направления:
· Социум (создание классного коллектива)
· Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
· Правовое воспитание
· Культурное-эстетическое воспитание
· Выбор пути
· Трудовое воспитание
· Здоровье
· Семья
Ключевые понятиямоей воспитательной системы – мир, культура мира (культура свободы и всеобщего уважения, утверждающая права человека), права и свободы человека, толерантность как умение жить в мире непохожих идей и людей, равенство, справедливость, гражданственность, Отечество, общество, демократия, личностный рост (отношение личности к миру, к людям, к себе), самоопределение личности (осознание человеком своего места в жизни, обществе), самореализация (наиболее полное использование способностей, талантов и возможностей человека), духовность (общечеловеческая ориентация на высшие ценности), креативность (творческое преобразование мира и себя).
Активным ядроммоей воспитательной системы является принциптолерантности, который объединяет все направления моей деятельности как классного руководителя.
Цели работы в данном направлении:
· Воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения прав и свобод человека
· Обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов, преодоление противоречий и достижения компромиссов
1. Социум (организация коллектива класса)
Цели:
1) Формировать активную жизненную позицию учащихся
2) Воспитать личность в духе культуры и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения прав и свобод человека.
Задачи:
1) Воспитывать сплоченный коллектив
2) Прививать чувство товарищества, правильного взаимоотношения друг с другом
3) Развивать организаторские навыки учащихся
4) Учить организовывать свою деятельность в коллективе
Считаю, что в связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям общества выпускник школа должен обладать следующими коммуникативными навыками:
· Готовностью к сотрудничеству
· Способностью к пониманию другой личности, принятию ее, сопереживанию
· Готовностью оказать помощь, поддержку
· Доброжелательностью
· Тактом
Использую следующие формы работы: собрания, контроль, совместная деятельность детей и родителей, система классных часов и бесед, диагностические методики изучения классного коллектива
2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Цель:
Формирование личности с гражданской позицией
Задачи:
1) Воспитывать чувство уважения к родной стране, желание защитить родной дом, семью, друзей
2) Воспитывать интерес к политической жизни страны и мира
Воспитывать чувство уважения к прошлому страны, к ветеранам
Формирование внутренней этической нормированности осуществляется мной посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим, чувством собственного достоинства, милосердием. Полагаю, что особое внимание следует уделять национальной культуре, традициям русского народа.
Формы работы: конкурсы, поздравления учителей, ветеранов, друзей, экскурсии, система классных часов, участие в общешкольных мероприятиях.
3. Правовое воспитание
Цель:
Воспитание ответственной личности, знающей не только свои права, но и обязанности.
Задачи:
1) Воспитывать у учащихся чувство сознательной дисциплины
2) Способствовать профилактике правонарушений
3) Познакомить с основными законами РФ (Конституцией РФ и УК РФ)
Очень важно сформировать правовую культуру личности и подготовить учащихся к жизни в современном обществе, научить не совершать правонарушений и нести ответственность за свои поступки.
Формы работы: лекции, тематические родительские собрания, система классных часов и бесед, викторины и конкурсы
4. Культурно-эстетическое воспитание
Цель:
Воспитание всесторонне развитой личности, гордящейся культурным наследием своей страны
Задачи:
1) Воспитывать правильный художественный вкус
2) Развивать творческие способности
3) Воспитывать навыки культуры общения
Считаю необходимым воспитывать в своих учащихся смысловое отношение к окружающему миру, воспринимать культуру как основу мировоззрения. Особое внимание уделяю истории и русской культуре, а также традициям тех народов, представители которых обучаются в моем классе.
Формы работы: экскурсии, презентации, создание хора мальчиков в моем классе, участие в конкурсах, посещение театров, музеев, кинотеатров, система классных часов и бесед
5. Профориентационная деятельность
Цель:
Помощь учащимся в определении дальнейшего пути
Задачи:
1) Выявление при помощи различных методов диагностики склонностей и интересов учащихся
2) Способствовать определению возможностей дальнейшего обучения
Важной характеристикой личности является самоорганизация своей жизни, умение планировать свою деятельность, выбор дальнейшего жизненного пути, реализовывать свои проекты. Для этого важно сформировать следующие качества личности: целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность и самоконтроль, умение добывать и пользоваться нужной информацией.
Формы работы: совместные собрания для детей и родителей, диагностика склонностей и возможностей учащихся, создание портфолио, анкетирования экскурсии на предприятия
6. Трудовое воспитание
Цель:
Воспитывать у учащихся потребность трудиться, уважать труд других людей
Задачи:
1) Выработать у учащихся трудовые навыки
2) Закрепить понимание того, учеба – основной труд ученика
Совместная деятельность помогает сплотить коллектив класса, упрочить взаимоотношения между детьми и родителями
Формы работы: организация дежурства в кабинете и по школе, совместные с родителями акции по починке мебели, участие в городских субботниках
7. Здоровье
Цель:
Воспитание личности, здоровой физически и духовно.
Задачи:
1) Воспитывать у учащихся стремления к физическому совершенству
2) Прививать санитарно-гигиенические навыки
3) Способствовать участию в спортивных мероприятиях школы
4) Изучение Правил дорожного движения
Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние алкоголя, никотина, наркотических средств губительно для молодого организма. Общество на сегодняшний день не справляется с этими проблемами. Я вижу задачу классного руководителя в профилактической работе, в формировании следующих установок у школьников:
· Потребности в здоровом образе жизни
· Неприятия негативного влияния окружающих
· Умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим)
· Стремления к укреплению своего здоровья, физического самосовершенствования
Формы работы: участие в спортивных соревнованиях различного уровня: школьных, районных, городских, конкурсы, система тематических классных часов и бесед, встречи с медицинскими работниками, индивидуальные консультации по половым вопросам
8. Работа с родителями и педколлективом
Цель:
Способствовать формированию педагогической культуры родителей
Задачи:
Поддерживать взаимоотношения: классный руководитель – учитель, ученик- ученик, учитель – родители для улучшения воспитания учащихся
Взаимодействие классного руководителя и семьи, с моей точки зрения, является результативным при решении следующих задач: формирование единство мышления взрослых и детей, обучение родителей наблюдению за своими детьми, слышать, понимать и принимать их такими, какие они есть сплочение коллектива класса и родительского коллектива.
Формы работы:беседы, родительские собрание в разных формах, тематические родительские собрания, совместные с детьми собрания, индивидуальные консультации для родителей, совместные акции и трудовые дела, совместные выезды и прогулки.
Для реализации целей и задач моей воспитательной системы считаю важной роль классного руководителя.
М. Коллинз в «кодексе учителя» определяет конкретные способы воспитанияуспешного человека, которых я придерживаюсь:
· Твердо верьте: все дети рождаются успешными. Единственно, в чем они нуждаются – это в вере в них
· Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником
· Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех
Эти способы воспитания помогают мне как классному руководителю:
· Наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая им интересна
· Определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов учащихся моего класса
Думаю, что роль классного руководителя в условиях моей воспитательной системы можно определить следующим образом:
Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды», зажигай новую.