Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Индивидуализация педагогического взаимодействия  - важное средство формирования психологической защищенности каждого  ребёнка дошкольного возраста

Акунец Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №47
Кировского района Санкт-Петербурга

В настоящее время важным вопросом становиться обеспечение психологической защищенности детей, обеспечение безопасности  дошкольника как личности, сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, социальных конфликтов. Психологическую защищенность  важно рассматривать не как устранение всех угроз и травмирующих событий, а как возможность совладать с ними, как высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

В детском саду необходимо обеспечить психологическую безопасность образовательного процесса, то есть  состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

Очень важно, чтобы образовательный процесс строился с учетом принципов организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия. Одним из принципов является – принцип индивидуализации педагогического взаимодействия на основе  учета возрастных и индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса.

Индивидуализация педагогического взаимодействия - это выявление и культивирование в каждом ребенке -  элементов общей и специальной одаренности, а также построение содержания и методов обучения,  воспитания, которые соответствовали возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех детей, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития.

В настоящее время весьма незначительная часть педагогов  обладает достаточным уровнем развития таких качеств, как пристальное и постоянное внимание к другому человеку, глубокое его понимание, уважение к нему, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Но именно эти характеристики межличностного общения во многом определяют способность педагога осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с детьми, и в конечном счете его эффективность  как воспитателя.

Отражение данной проблемы нашло свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте: в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования ( Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В связи с этим, педагог должен создать условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. Для того нужны определенные условия.

Условия для осуществления индивидуализации:

 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

 2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений  между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 582 гостя и нет пользователей