Индивидуализация педагогического взаимодействия - важное средство формирования психологической защищенности каждого ребёнка дошкольного возраста
Акунец Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №47
Кировского района Санкт-Петербурга
В настоящее время важным вопросом становиться обеспечение психологической защищенности детей, обеспечение безопасности дошкольника как личности, сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, социальных конфликтов. Психологическую защищенность важно рассматривать не как устранение всех угроз и травмирующих событий, а как возможность совладать с ними, как высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
В детском саду необходимо обеспечить психологическую безопасность образовательного процесса, то есть состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Очень важно, чтобы образовательный процесс строился с учетом принципов организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия. Одним из принципов является – принцип индивидуализации педагогического взаимодействия на основе учета возрастных и индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса.
Индивидуализация педагогического взаимодействия - это выявление и культивирование в каждом ребенке - элементов общей и специальной одаренности, а также построение содержания и методов обучения, воспитания, которые соответствовали возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех детей, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития.
В настоящее время весьма незначительная часть педагогов обладает достаточным уровнем развития таких качеств, как пристальное и постоянное внимание к другому человеку, глубокое его понимание, уважение к нему, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Но именно эти характеристики межличностного общения во многом определяют способность педагога осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с детьми, и в конечном счете его эффективность как воспитателя.
Отражение данной проблемы нашло свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте: в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования ( Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
В связи с этим, педагог должен создать условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. Для того нужны определенные условия.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.